пятница, 20 декабря 2013 г.

20-12-13 Экскурсия к реке Квай глазами азиатского бродяги

Многие вольные путешественники брезгливо относятся к пакетным туристам и организованным экскурсиям. Мол, это не спортивно. Хотя при этом охотно идут подрабатывать гидами к тем же туристам. Признаюсь, сам иногда грешен зазнаваться, хотя и понимаю, что для большинства туристов, имеющих лишь пару недель отпуска, такой вариант является оптимальным. Работа гида мне тоже интересна, но я переживал, что недостаточно знаю для этого и не владею местными языками для общения с жителями и решения различных проблем в чужой стране. Мне всегда было любопытно, как же все это проходит. Что ж, экскурсия на реку Квай – отличная возможность посмотреть на работу гида со стороны.
После бессонной ночи скитания по улицам Паттайи я чувствовал себя разбитым. Мягкое кресло комфортабельного автобуса казалось мягким облаком, монотонный голос гида напоминал шум прибоя… Сквозь дремоту я слышал рассказ про историю возникновения Паттайи и Бангкока, сюда же приплеталась и Камбоджа. На уши слушателей сыпалась куча фактов и цифр, любопытных, но малополезных, большая часть из них забудется через минуты, а редкие из них запомнятся и станут средством от неловких пауз и способом поддержать разговор вроде «А вот в Таиланде принято вот так…». Светает, мы добираемся до первой остановки для чая. Цены за стакан кипятка с пакетиком сопоставимы с российскими кафе. Интересно, эти люди знают цены в Тае? Наблюдаю за гидом, мифы об этой работе развеиваются на глазах. Оказываются, чтобы работать гидом в Таиланде не нужно знать тайский язык, достаточно владеть английским и объяснить необходимое тайскому гиду-ассистенту. Причем английским на достаточно скромном школьном уровне. Устав вещать, наш гид просто включил видео с записями туристических программ о Таиланде.
В программе тура за два дня и ночь множество «заманчивых» пунктов: Кокосовая плантация, купание в 7-и уровневом водопаде Эраван, ознакомление с бытом тайцев, живущих у реки, плавучий рынок, сплав по реке, ночевка в экзотическом бунгало на воде, слоновья ферма: шоу и катание на слонах, мост и железная дорога, радоновые источники и массаж, парк из тиковых деревьев.
Первая остановка экскурсии «Река Квай» - плавучий рынок. Гид заранее предупреждает, что оригинального рынка здесь уже нет, осталась лишь декорация для туристов. Честность похвальна. Туристов по очереди сажают в лодки и по водным каналам провозят вдоль лавок, торгующих сувенирами. Автобусы подходят один за другим и процесс представляет собой отлично организованный конвейер. После вьетнамских плавучих деревень это выглядит уныло. Неподалеку от рынка находится и следующая остановка – центр по изготовлению мебели ручной работы из тика. Неплохо, но тоже скучно. В музеях Бангкока есть множество работ гораздо более искусных и впечатляющих.
Thailand Kwai Tour 131219_0301Thailand Kwai Tour 131219_0305Thailand Kwai Tour 131219_4502Thailand Kwai Tour 131219_0304
К обеду мы добрались до водопада Эраван. Гид предложил подняться на водопад, а после спуска пообедать. Водопад Эраван состоит из множества порогов, гид предупредил, что подъем довольно сложен и занимает порядка часа. При том, что на его посещение и обед отводилось всего полтора часа. Это одна из самых больших засад этого тура. Помимо собственно приятного журчания и окружающих все это пальм водопады Эраван славятся своими рыбками для пилинга. Да-да, теми самыми рыбками, что без устали грызут ноги счастливых туристов на всех курортах Азии за 10-20 баксов в час. А здесь они в естественной среде обитания, причем вне аквариума эти головастики вырастают до огромных размеров, сантиметров 10 каждая, такая не то что кусочек старой кожи, такой зверь всю ногу целиком откусит.
Thailand Kwai Tour 131219_0312Thailand Kwai Tour 131219_0327Thailand Kwai Tour 131219_0351Thailand Kwai Tour 131219_0409Thailand Kwai Tour 131219_0408Thailand Kwai Tour 131219_4658
Водопад оказался вполне себе приятным местом, тем обиднее, что на него выделили так мало времени да еще и в ущерб обеду. За 40 минут мы поднялись на вершину Эраван и окунулись на 10 минут в его прохладные воды. Люди платят деньги, чтобы их покусали, мы же заплатили деньги и бегали от этих рыб, отбивались от них руками и ногами, т.к. кусались они действительно очень больно.
За 30 минут, прыгая по корням, мы спускаемся обратно к обеду. Нас ждет шведский стол с множеством блюд. Черт, я уже давно не ел столько, кругом такое обилие вкусняшек, а времени всего 15 минут. Вызов принят!
После обеда мы едем на заключительный этап программы на сегодня. Сплав по реке. После сытного обеда плавание не самая лучшая идея. Оставив вещи и нацепив спасательные жилеты, сотня людей прыгает в воду реки Квай, чтобы влекомые течением, вальяжно преодолеть километр и добраться до пристани. День приближается к закату и мы заселяемся в отель, ряды одноэтажных коттеджей. Мягкая кровать с белыми простынями, эх, умеют же жить туристы.
Thailand Kwai Tour 131219_0419Thailand Kwai Tour 131219_0424
Ужин прошел в формате еще одного шведского стола в плавучем ресторане на реке. Давно я не видел русских дискотек, наблюдая за танцующими, словно возвращаюсь домой.
На следующий день приходится рано вставать, завтрак аж в 7 часов. Все вокруг нашего плавучего ресторана на реке Квай погрузилось в плотный утренний туман.
Thailand Kwai Tour 131220_4830Thailand Kwai Tour 131220_4833
Через час мы погружаемся на автобус и отправляемся на горячие источники. Горячая радоновая ванна прохладный тайским утром бодрит лучше чашки кофе, а тем более в сочетании с холодной горной рекой. Незамысловатый конвейер горячий радоновый источник - холодная река – теплый источник на удивление затягивает. Забыв про время, мы опоздали на автобус, гид без тени возмущения вернулся за нами, другие же туристы в автобусе встретили волной негатива и раздражения: «вы тут не одни, заведите себе собственный автобус».
Thailand Kwai Tour 131220_0001Thailand Kwai Tour 131220_4870Thailand Kwai Tour 131220_4874Thailand Kwai Tour 131220_4886Thailand Kwai Tour 131220_4887
Thailand Kwai Tour 131220_0002К обеду мы таки добрались до моста через реку Квай, известному еще как «мост смерти». Почему-то именно эта часть тура всеми выделялась как кульминация. Известный мост, про который снят известный фильм. Мост через реку Квай как часть железной дороги из Бирмы в Таиланд построен в 1944 ценой жизни многих военнопленных. Это конечно грустно, но сам по себе мост, на мой взгляд, ничем не примечателен, старые ссохшиеся шпалы, потемневшие от времени рельсы. Да, тогда построить его было не просто: джунгли, малярия, голод. Сейчас об этом нет ни намека, заезженное место уже потеряло свою атмосферу. В общем, ни в какое сравнение не идет с виадуком британских колонистов в Бирме, узкой стальной одноколейке через ущелье на высоте 10 метров. Как до такового моста нас не довезли, показав лишь часть железной дороги. Рядом с дорогой находится пещера, где я впервые встретил буддистское гадание на палочках. Палочки с цифрами помещаются в стакан и встряхиваются, по номеру выпавшей палочки смотрится предсказание. Я сделал три попытки и в каждом из посланий тайские палочки пророчили мне беды, неудачи и одиночество. Похоже, Мерапи было только началом, ягодки еще впереди.
Thailand Kwai Tour 131220_0003Thailand Kwai Tour 131220_0014Thailand Kwai Tour 131220_0010Thailand Kwai Tour 131220_0005
Во вступительном слове гид предлагал пройтись по железной дороге вдоль скалы (и может быть там таки есть эта потерянная атмосфера знаменитого моста), но учитывая уже знакомый хитрожопый трюк, когда обед совмещается с чем-то любопытным, на осмотр и прием пищи было выделено ничтожно малое время видимо в расчете, что туристы в погоне за впечатлениями забьют на еду и не съедят много. Не на того напали. Обед обречен быть съеденным.
Следом мы отправились в деревеньку слонов. Группу разделили на две части, пока одна каталась на слонах, другие смотрели шоу слонов. На слоне я уже катался недавно, поэтому особенно не впечатлило, тем более на крошечном слонике. Катание на слонах было включено в тур, но гид предупредил, что лучше дать 100 бат погонщику, чтобы он разрешил посидеть на шее и пофотографировал с земли. Параллельно еще бегал штатный фотограф, его фотографии потом предлагались в рамке из бумаги, сделанной из слоновьих какашек, называемого дангом. Взял как сувенир только из-за рамки.
Thailand Kwai Tour 131220_0017Thailand Kwai Tour 131220_0020Thailand Kwai Tour 131220_0032Thailand Kwai Tour 131220_0053
Thailand Kwai Tour 131220_0069Thailand Kwai Tour 131220_0073Thailand Kwai Tour 131220_0076
Окончание экскурсии было унылым. Буддистский монастырь с зажравшимися агрессивными обезьянами, брезговавшими бананами и реагирующими только на папайю (глядя на это, я чувствовал себя ущербнее макаки-аристократа). Пользуясь случаем, расспросил гида о деталях работы гидом в Таиланде. Меня интересовало, насколько велик риск для гида попасться полиции, как это происходит. Он пояснил, что в среднем в поле зрения полиции гид оказывается раз в год. Обычно полицейские в штатском дежурят на популярных остановках, вычисляя в толпе туристов гидов. Высмотрев гида, полицейские подходят поговорить. Проще всего не отпираться и отдать им 5-10 тысяч бат, иначе в следующий раз они возьмут видеокамеру и отпираться будет бесполезно, при этом замаячит перспектива клетки в полиции и штрафа совершенно другого размера. Избежать поимки полицией гиду можно единственным способом: работать на опережение, быть более зорким, вычисляя полицейских вокруг, не привлекать к себе внимания. Последнее требование выполнить особенно сложно, т.к. туристы зачастую попадаются твердолобые. Не растерять их, собрать в кучу и заставить следовать регламенту, графику – очень сложно. Особенно четко я это понял наблюдая как соседний гид скандалил с туристской, отказывавшейся возвращаться в автобус.
Thailand Kwai Tour 131220_4907Одним из ключевых недостатков организованных экскурсий является необходимость посещения всяческих лавок, где втирается всякая ерунда. На экскурсии по реке Квай это были преимущественно достижения тайской медицины. Почти с самого начала дня гид раздал несколько листовок, где описывались чудодейственные мази и бальзамы Таиланда, а также различные сорта чаев. Неужели все это кому-то нужно? Поразительно, как народ с пеной у рта разбирает таблетки на сувениры, как же у нас все-таки любят лечиться. Хотя и сам гид накупил немало, но возможно это был лишь маркетинговый ход.
Вот мы и вышли на финишную прямую в Паттайю. По телевизору поставили лучший и единственный фильм Таиланда, разумеется, на тему транссексуалов. Фильм основан на реальных событиях и повествовал об известном тайском боксере, ставшем женщиной. Судя по комментариям некоторых соседей, этот фильм показывают на каждой подобной экскурсии. Смотря его, я думал, как здорово все-таки было родиться в России, где было снято множество фильмов, которыми можно гордиться.
В Паттайю мы возвращаемся затемно. Двухдневная сказка сытой жизни закончилась, ребята вернулись к себе в отель, а я забрал рюкзак и отправился в одну из ночлежек неподалеку, где за 300 бат заселился в вонючую говно-комнату. Время белых простыней осталось в истории.
Да, Паттайя, по крайней мере в своей центральной части, унылое место и экскурсии здесь единственное развлечение. Но это все-таки еще и морской курорт, поэтому для завершения знакомства с туристической Меккой Таиланда завтра отправлюсь на пляжи.