Первая в жизни ночь в деревенской хижине в Мьянме прошла ужасно. Одного одеяла оказалось мало и я немного замерз, хотя при этом и ленился достать из рюкзака спальный мешок. Гораздо сложнее было на абсолютно твердой кровати, мне казалось, что на теле уже не осталось места, которое я еще не отлежал. Но я продолжаю искать его, ворочаясь каждые несколько минут. «Значит не так уж и устал» - подумал я, вспоминая как быстро уснул на «мягком» кафельном полу аэропорта Куала Лумпура. Как-то незаметно ко мне под одеяло проник тощий, недавно родившийся котенок, поэтому я его чуть не раздавил, переворачиваясь. Я его накрыл рукой, чтобы ему было еще теплее и так он всю ночь провел под одеялом, вскакивая при каждом моем движении.
Утром я встал позже всех, торопиться некуда. Тиан уже грелся у костра, где кипятился чай.
Первым делом, еще сами не позавтракав, местные несут завтрак монахам. Со всего поселка в монастырь стекаются люди с мисками, упав на колени в холе и помолившись, они оставляют еду и уходят. Сами монахи за всем этим наблюдают из окон монастыря, это их, пожалуй, любимое занятие. Из громкоговорителя раздается протяжный мужской голос, видимо, и призывающий поделиться завтраком. Невольно вспомнились ежедневные призывы муллы в мечети, разносящиеся на весь город, что я наблюдал в Индонезии.
Тиан и наш гостеприимный хозяин прошли с едой внутрь, я же не мог оторваться от восхода, пусть и значительно скрываемого листвой.
Когда вернулись в дом, настала пора завтракать и нам. Вместе с отцом парня мы подкреплялись традиционным рисом, омлетом, вареной зеленью, похожей на водоросли, и какими-то еще овощами неизвестной мне природы. Довольно скромно, но я любому рад.
После завтрака Тиан выпросил мотоцикл погонять по окрестным кочкам, мне же хватило и бездорожья Камбоджи. Какая-то проходившая мимо девушка попросила нашего приятеля отвезти ее и мы с корейцем остались наблюдать из-за забора за жизнью деревни, вкушая зеленую папаю, зачем-то предложенную нам отцом. Напротив нас находился источник воды и местные, направляясь на работу, останавливались, пополнить запасы. Мы с любопытством разглядывали друг друга.
После возвращения, я, поблагодарив за гостеприимство, вручил парню 5000 чат за наше пребывание у него. Он отказываться не стал, а быстро сунул купюру в карман. Мне показалось, что он немного разочарован. Толи суммой, толи тем, что мы отказались от его услуг гида. Он проводил нас до развилки и показал в какую сторону идти к деревне Kon Sar. По дороге он указал на чайные кусты, меня это несколько обескуражило. По рекламе чая с картинками чайных плантаций Шри-Ланки я их представлял себе стройными рядами огромных в человеческий рост кустов. В Мьянме это тощенькие реденькие кустики, растущие вдоль дорог и на склонах горах.
До деревни мы добрались быстро, минут за 40: небольшое и ничем не запомнившееся село. После него направились в обход горы к Naung Pai. Широкая дорога незаметно перешла в одноколейку, затем в совсем еле заметную тропинку, которая к тому же в определенный момент раздваивалась. Как обычно коллективным разумом порассуждав о том, какую выбрать, двинули по левой вдоль горы, рассудив, что другая ведет к слишком крутым склонам и потому, вероятнее всего, там обрывается. Людей рядом никого не было и уточнить направление было невозможно. Так и шли наугад, я внимательно следил за тропинкой, чтобы она не закончилась незаметно, и меня все больше одолевало чувство тревоги, что сейчас мы заблудимся.
На тропинке мы встретили несколько детей, собиравших на склонах дикорастущие яблоки, но от них проку было никакого. К счастью, вскоре я заметил несколько взрослых, обрабатывающих склон с чайными кустами. Правильно произнести название деревни так, чтобы тебя поняли, сложно даже вблизи, а уж издалека и вовсе гиблая затея. Так и мы перекрикивались, но явно не понимали друг друга, тогда указав нам оставаться на местах, один из мужичков бодро запрыгал по склону, поднимаясь в нашем направлении. Когда он приблизился, я не поверил глазам: да это же тот парнишка, у которого мы ночевали сегодня. В драной рабочей футболке и с ножом-мачете на перевес он был не похож на себя прежнего, подростка-стилягу. Проводив нас, он переоделся и пришел на свое рабочее место, очищать плантацию от сорняков. Парень подтвердил, что мы сбились с пути и указал в какую сторону идти, подсказав, что вскоре слева увидим на горизонте искомую деревню.
И действительно, вскоре мы ее увидели, но добраться было по-прежнему непросто, т.к. дороги в ту сторону не было видно. Идем напрямик через плантации, где чайные кусты перемешаны с кактусами. Преодолев вершину холма, замечаем у подножия дорогу. Если бы мы не видели вдалеке деревню к которой идем и не заметили дорогу, то определенно бы заблудились и не нашли тропинку обратно. Именно так это и произошло со мной в ту злополучную ночь на Мерапи.
Даже выйдя на дорогу, мы не угадали верное направление и пошли в другую сторону. Лишь когда дорога закончилась, уткнувшись в очередной склон, мы осознали ошибку и повернули назад. Издержки трекинга без гида.
Поселок Naung Pai оказался довольно большим. На часах 11, немногочисленные местные возвращаются с полей на обед, быстро растворяясь внутри домов. Улицы пустынны. Мы присели отдохнуть в тенечке на пороге одного из строений монастыря. Проходящий мимо мужичок знаком предложил поесть. Я не голоден, но Тиан уже давно начал ворчать, что хочет есть. Не знаю, характерно ли это для всех корейцев, но у него это получалось похожим на капризы ребенка.
Вскоре появилась жена хозяина дома и вдвоем они, виртуозно смешивая разнообразные овощи в кастрюле, приготовили восхитительный обед. Мясо в Мьянме дорогое и в рационе встречается редко, поэтому нам были предложены классические рис, омлет и тройка блюд из овощей, которые оказались очень недурны на вкус.
После обеда хозяин показал нам гостевую книгу, оказывается через его дом прошло немало туристов, преимущественно немцев и испанцев. Теперь ясно, откуда взялось его радушие. Мы с Тианом вписались туда, и по предварительной договоренности протянули по $1 за обед. Хозяин хитро прищурился и показал, что хочет $2 с каждого. Обычные туристические цены, мы попали на конвейер. Это очень расстроило Тиана, когда мы вышли из дома он начал сокрушаться, что его нагрели. В этот момент я понял цену своего опыта, полученного в путешествии. Это всего лишь доллар, и вместо обиды и досады, стоит радоваться, что есть возможность вкусно и сытно поесть всего лишь за $2, а за обиду и раздражение жизнь может наказать куда дороже. Как приятно и легко на душе. Терпеливо попытался донести это до своего попутчика.
В хорошем настроении играю в игру «рассмеши монаха» с местными ребятишками, пытаясь из их серьезных, настороженных лиц, выжать хоть лучик улыбки.
Идем дальше к деревне Pan San. На подступах к поселку натыкаемся на здание школы, где множество детей в отсутствие учителя с уже знакомой нам смесью настороженности и игривости бегают от нас в рассыпную, забиваясь в углы и прячась за старшую девочку.
Поразительно, она еще девчонка, но опекает их как мама, а они на нее смотрят с трепетом и обожанием, держась за нее как слонята, цепляющиеся хоботом за хвост матери.
Не успели мы отойти, как увидели возвращающуюся учительницу, она нам и подсказала дорогу.
Сама деревня Pan San со стороны довольно живописно расположилась на склоне.
Следующей целью становится Who Son. Вот она…даааалекоооо. Часа два идти.
При входе замечаю памятники коням, похожие на те, что видел пару дней назад в треке на Pan Cam. Был бы гид, объяснил, что они значат, а так есть чем занять мозг: догадками.
Еще одна школа. Снова мы становимся забавой для детворы.
Может учитель говорит по-английски? Заходим. Учителем оказывается молодой паренек, выглядящий робко словно первокурсник. Дети кричат так, что уши закладывает. Поняв, что он нам бесполезен, пулей выскакиваем из помещения.
Отойдя на пару шагов, наблюдаем, как поток детей выплескивается из школы и направляется к нам. Теперь ясно, что они так шумели: пытаясь поговорить с учителем, мы оттягивали долгожданный сигнал окончания уроков. Среди этого хаотичного движения детей плавно, спокойно и грациозно движется учитель, движется так, как и положено учителю.
Прикидываем время, до следующего поселка около часа хода, к пяти должны успеть. Тогда там и заночуем. Движемся. Тем более, что здесь, судя по знакам жителей англоговорящих нет, зато есть они в следующей деревне и, если мы правильно их поняли, там сейчас даже остановилась большая группа туристов, про которую нам вчера говорили в QSaw.Уже за пределами поселка проходим заброшенный дом (в голове мелькает мысль, что наверняка в нем есть привидения и было бы интересно здесь переночевать). Другой домик отшельника расположен в живописном уголке и обитаем.
Вот и Ton Hit. Тиан, зачем-то начинает пытать местных о том, сколько идти до следующего поселка и можно ли там переночевать. Они явно не понимают друг друга. Наблюдая за этим, начинаю сердиться: ну что за глупости идти в следующий поселок впритык по времени и потом по темноте искать ночлег. Детский сад. Огрызнувшись на него, иду на поиски жилья и ужина. Место оказывается на удивление негостеприимным. На мои знаки, что нам нужен ночлег и еда, люди в домах отмахиваются и показывают на соседей. После десятка таких отмашек я начинаю чувствовать себя попрошайкой, отчаянно мечущимся между богатеев, брезгливо отворачивающимися от меня. Начинаю сердиться: вообще лягу посреди дороги и демонстративно начну готовиться ко сну, вдруг у кого совесть проснется; они что, настолько богаты, что им не нужны лишние деньги? Заметив это, стараюсь успокоиться: в крайнем случае, пойдем в монастырь, уж там не откажут. Тиан тем временем, заметив грузовик, в который грузили мешки, начал договариваться, чтоб нас подкинули в следующий поселок. Это опять меня начало выводить из себя: ну что за глупость пытаться жестами снять загружаемую машину, может она завтра только поедет.
Интуиция мне подсказала обратиться к одному из парней, с мачете на плече идущим с плантации. Тот проникся нашим положением, но приютить нас, видимо, не мог, однако начал ходить по окрестным домам, уговаривая местных. Вскоре ему это таки удалось и он знаком показал нам следовать за одним из мужчин. Тот привел нас назад, в один из тех домов, где мы уже пытали счастья.
В доме сидела только старушка. Мы прошли внутрь и сели у огня. Хозяин поставил рядом чай и жареные семечки. Я был уже и этому рад. Затем он занялся приготовлением ужина, а старушка постелила нам на полу в гостиной. Вначале я насторожился, решив, что будем спать с хозяевами в одной комнате, но потом заметил в темноте дверь в другую комнату, очевидно, спальную.
Накрыли стол, стандартный набор еды, уже встречаемый нами ранее. Хозяева есть отказались. Стало немного неловко, видимо они приготовили специально для нас. Но пока мы чистили зубы, готовясь ко сну, появился ребенок и мужчина сел с ним вместе ужинать тем, что осталось после нас. Хорошо, что я не пожадничал и не стал отъедаться, а иначе б оставил хозяев без ужина.
Мы с попутчиком, скромно сев в уголке, ждали, пока они закончат есть. Учитывая сложившиеся обстоятельства, я предложил ему завтра не дожидаться еды, а уйти сразу после подъема, чтоб лишний раз не напрягать хозяев и пораньше быть в конечной точке, а значит с большей вероятностью поймать автобус. Тиан согласился и тоже предложил заплатить сейчас, а не дожидаться утра, чтоб показать хозяевам, что мы не халявщики и успокоить их. Порешили предложить им $5 для начала и посмотреть на реакцию.
Когда они закончили есть, мы подошли к хозяину, сказали «спасибо» на местном и протянули 5000 чат. Он улыбнулся, взял деньги и спрятал за пазухой. Мы переглянулись: «улыбнулся, значит, доволен, этого достаточно».
Помня холод предыдущей ночи, я отдал свое одеяло Тиану, а сам достал спальник. Закат прошел незамеченным, в этой суете было не до него. Хорошо, что все закончилось. Вот мы и столкнулись с обратной стороной гостеприимства. В жизни тоже так бывает.