Я встал в 5:30 утра, чтобы увидеть знаменитый местный «рынок при свечах», что работает с 3 до 6 утра. Но меня ждало разочарование, рынок оказался закрыт. И торговцы только начинали раскладывать свой товар по окрестным улицам.
Вернулся в гестхауз и, упаковав вещи, подошел к хозяйке, с просьбой объяснить, как пройти в Pan Cam. Она быстро набросала схему на листочке и отдала мне, дав заодно контакты ее знакомых, где я могу остановиться за $6, включая ужин и завтрак. Прошу оставить рюкзак на ночь. Она просит $1. И это называется «самый отзывчивый гестхауз в городе», совсем испортились. Хозяйка начинает защищаться, рассказывая, что мол последний раз дает бесплатно схему прохода к Pan Cam. Бла-бла-бла, как будто в другом гесте ее не нарисуют мне. Но я, уже наученный эпизодом с кражей байка в Камбодже, не спорю и отдаю ей несчастный доллар, карма дороже. Я ее тоже «огорчил», что не пошел с ее гидом.
Выхожу в итоге в 7:30. Идти по холодку приятно и ненапряжно. Пересекаю железную дорогу, спустя 20 минут мост, и поворачиваю направо.
Мимо мусульманского кладбища, где одиноко бредет буддистский монах, вскоре дохожу до первого поселка.
Там меня чуть не сносят дети, радостно спешащие в школу. Ах, где мои 7 лет…
Окрестности покрыты призрачным туманом, создавая несколько зловещую атмосферу, напоминающую фильмы ужасов.
Один из склонов весь усеян белыми пятнами. Приглядываюсь ближе, да это же сотни паутин сотканы меж стеблей. Потрясающее зрелище.
В поле никого, лишь мужичок одиноко косит траву. Прием делает это очень интересным способом: размахивая косой по кругу как саблей. Эх, раззудись плечо, размахнись рука. Такой живой комбайн из плоти и крови получается.
Чувствуя, что возможно иду не туда, решаю спросить дорогу и, действительно, сбился с пути.
Мимо чуднОго дерева и памятника детским лошадкам под горой, выхожу на подъем в гору.
Дорога ужасна, и как они по таким ездят, да еще и груженные.
Всюду вдоль дороги гигантские пауки, устрашающей желтой в черную крапинку расцветки.
И маленькие лошадки, которым живется несладко.
Спустя час дохожу до следующей деревни. Солнце начинает припекать. На улице никого и жадно ловлю крупицы деревенской жизни.
Встретился с местным авторитетом, тот резал фрукт и недобро на меня посмотрел, поигрывая своим тесаком. Явно не хотел делиться.
Но приглядевшись, я все же увидел, что это обычные милые дети.
С электричеством в горах всегда было тяжело, поэтому выкручиваются кто как горазд. Многие ставят солнечные батареи, а некоторые умельцы соорудили мини-ГЭС.
Меня обгоняет грузовик, в кузове которого сидит три девчонки-европейки. Меня подвезти не предложили. Дискриминация…
Мимо деревенских пейзажей дохожу до следующей деревни.
Там у школы догоняю группу с гидом. Пару минут поглазев на детей и помахав им, они двинулись дальше. «Все-таки хорошо быть одному и без гида» - подумал я, поднимаясь на холм к помещению школы.
Внутри было пекло. Несколько классов занимались бок-о-бок в одной комнате (условно комнате, стен-то нет, один навес). Из-за этого гвалт стоял жуткий, не понимаю, как они слышали своего учителя в этой какофонии. Классы были небольшие, от 4 до 15 человек, один учитель «обслуживал» несколько классов, переходя от одного к другому. Плюс между рядами носились как планктон дошкольники. На мой взгляд, они и генерировали половину шума. Но при этом они были такие позитивные и жизнерадостные, что, думаю, на них невозможно было сердиться. Увидев камеру, тут же стали позировать, как опытные телезвезды.
Один даже откопал где-то гитару и показал, как должны зажигать рок-музыканты.
Ладно, здесь здорово, но не буду больше мешать и отвлекать от учебного процесса, всем пока!
О, модернизированная ГЭС двойной мощности.
Царица холмов, кукуруза.
Зачем напрягать лошадей в движке, когда есть пара волов в упряжке.
А вот и Pan Cam, добро пожаловать… Хе-хе, видно уже жутко туристичное это место, раз такую табличку поставили.
На часах 12:30, 5 часов ненапряжного подъема с передышками и фотосессиями. Так я и обратно успею спуститься сегодня, лучше уж в мягкой теплой постели переночевать и неспеша встать завтра на девятичасовой поезд в Kyaukme, чем в холодной избушке и еще вскочив на рассвете лететь с гор на поезд. Пообедаю и обратно.
Осматриваю деревушку, ища где перекусить.
Пара мальчишек заняты интересной игрой, намотав на деревянную болванку нитку, они запускают ее вращаться по земле как юлу, при этом второй участник должен ее так запустить, чтобы сбить волчок первого.
В отличие от предыдущих деревень, населенных народностью Shan, отличающихся для меня только забавными самодельными шляпами из картона и фанеры, в Pan Cam живут представители Palaung, славящихся своими колоритными женскими одеждами. Особенно они любят бордовый и фиолетовый.
В одном из домов мне предлагают перекусить за 2000 чат. Дороговато, в городе за 500-1000 можно найти спокойно. Иду дальше. У одного из домов меня окликают: «Mr Kid?». Видимо это и есть те знакомые хозяев гестхауса и их уже предупредили о моем визите. Что ж, зайду. Объясняю им, что не останусь на ночь и мне нужен только обед. Хозяйка расстроилась и за обед запросила те же 2000 чат. Значит, это реальная местная цена обеда туриста, соглашаюсь. Получается из 6000, по 2000 стоят собственно ночлег, завтрак и ужин каждый.
Пока ожидаю еду, в дом заходит группа из трех европеек с гидом. Мы вместе обедаем рисом со всякими разнообразными овощными добавками, а я пока немного пытаю гида. От него я узнал, что раньше местные выращивали чай, но урожай его можно собирать здесь только раз в год и дорого не продашь, поэтому люди переключились на кукурузу, которую можно собирать несколько раз в год и продавать за хорошие деньги в Китай. Так же он сообщил, что местные в деревнях могут свободно принимать у себя иностранцев на ночлег без разрешений, а лицензия потребуется только если это из эпизодического станет регулярным явлением. Так, в этой деревне три дома традиционно принимают и кормят иностранцев.
Девушки же мне подсказали, что я не там искал рынок при свечах, перепутав его с центральным рынком. А нужный мне находится у реки вдоль берега.После обеда, девушки продолжили путь наверх в следующее село, а я отправился еще немного побродить по деревне.
Жара такая, а они в куртках ходят. Другая культура…
«Моя бабушка курит трубку…»
На часах 14:30, пора обратно.
Солнце начинает клониться к закату, подсвечивая все немного в ином свете.
…очень заинтересовалась моим фотоаппаратом и увлеченно нащелкала снимки своих друзей,…
а заодно и волосатого чужестранца
Еще на дороге мне встретились пара «разбойников» с «высокотехнологичными» ружьями. Порох они в них заправляли медицинской иглой.
Вскоре, обгонявший меня мотоциклист, груженный мешками с чем-то, предложил подвезти меня. В принципе оставалось немного, но идти по уже знакомой дороге несколько скучновато. А вот съехать по этому бездорожью на байке забитом мешками и тем самым почувствовать себя местным, занятно, пусть даже и не бесплатно.
Меня сложно напугать, но то как он лавировал по ухабам, кочкам, камням, объезжал с миллиметровым зазором грузовик и трактор, заставляло мое сердце бешено биться и я еле сдерживался, чтоб не попроситься сойти. Я бы уже по такой дороге десять раз навернулся, даже без пассажира и груза.
Вскоре я был уже в городе и воспользовавшись тем, что еще светло, нашел таки место, где по утрам собирается рынок при свечах, а заодно местную пожарную станцию с забавными машинами времен колониального правления британцев.