понедельник, 18 марта 2013 г.

Зачем?

Это, пожалуй, главная из всех моих заметок. Она зрела у меня в голове долгое время и должна была родиться в день моего ухода, 18 марта, но из-за суеты сборов последнего месяца появилась два месяца спустя. В ней я попытаюсь подытожить и систематизировать свои мысли и ответить как для себя, так и для любопытствующих, на самый главный вопрос: зачем. Зачем я сделал это? Зачем я бросил всё: семью, друзей, работу, образ жизни – и уехал за тридевять земель в неизвестность.

Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет.
Он ответил:
- Человек.
Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги.
Потом он тратит деньги на восстановление здоровья.
При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим.
В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем.
Он живет так, как будто никогда не умрет, а, умирая, сожалеет о том, что не жил.

Чтобы понять чье-то решение, обычно необходимо посмотреть историю проблемы и разобраться, как человек пришел к нему. Те, кому лень читать, могут сразу переходить к последнему абзацу.
Всякая деятельность имеет цель. Долгое время смыслом моей жизни была работа. Но работа не ради работы, а ради того удовлетворения, которое получаешь, когда видишь, что твоя деятельность приносит пользу и нужна в этом мире. Мне всегда были безразличны должности, титулы, регалии, социальный статус, но ради радости ощущения полезности я готов был надрываться, не щадя себя.
Но постепенно я стал приходить к выводу, что людям не нужно то, что я делаю. Да, объективно любое изменение порождает в людях отторжение, инертность – естественная черта человеческой природы. Но я и сам понимаю, что те изменения, в насаждении которых я участвую, они не для людей, не для бизнеса – они для удовлетворения амбиций и получения прибыли отдельными лицами. От результатов работы может зависеть либо судьба бизнеса, либо лишь чья-то премия – и отсюда разница в отношении к ним со стороны всех участников процесса колоссальна. Я разочаровался в том деле, которое выполняю.
Низкая мотивация ведет к низкой производительности, низкой эффективности. Низкая эффективность ведет к высокой загруженности. Высокая загруженность, в свою очередь, к сильной утомляемости и еще более низкой эффективности. Это замкнутый круг, движение по которому рано или поздно приведет к коллапсу.
Налицо кризис. Что это за кризис? Кризис мотивации. Для чего работать? Как и в случае с мировым финансовым кризисом первое решение, самое простое как дубина, легкое и очевидное – деньги, работать за деньги, ради денег. Я придумал себе цель: квартира родителям. Для квартиры нужны деньги, вот и мотивация появилась, поехали. Бессонные ночи, угробленное здоровье, мигрень от нескончаемых мыслей об одной только работе – каждый день спрашиваешь себя «Зачем?» и как пионер, зазубривший правильную мысль, себе же отвечаешь. Но вот деньги заработаны, квартира куплена, долги отданы, а что дальше? А дальше вновь пустота. Кризис не разрешен, болезнь не вылечена, лишь отсрочена, а за время отсрочки еще и усугублена. Возникает вновь похожий вопрос, но уже глубже: «А ради чего жить?».
Это кризис уже жизненных целей, а не только лишь одной трудовой мотивации. Почему на этот вопрос не ответить в существующих условиях? Потому что это условия кризиса, а из него не выйти с помощью действующих методик и инструментов. Ибо именно они и привели к нему. Выйти можно только через революцию, надлом существующей системы, отказ от действующих правил и поиск новых. Нигилизм, «Отцы и дети» Тургенева, классика, ничего не меняется, развитие было и продолжается по спирали, а я лишь подошел к очередному витку.
Так для чего жить? Удовольствие от работы закончилось еще в прошлом сезоне. Материальное не интересует, более того после лечения «дубиной», наоборот, вызывает отвращение. Если не нужны материальные блага, то не нужны деньги. Если не нужны деньги, то зачем работать? «Для статуса, опыта, для будущего» - скажут старшие товарищи. А если будущего не будет?
Раньше когда я задумывался о своем будущем, я выбирал из тех вариантов, что являлись традиционными для данного социума. В каком направлении двигаться: можно стать примерным семьянином или не очень примерным. Можно стать управленцем или экспертом в какой-то области. Я этого хотел не искренне, отвечал то, что от меня ждали. Лишь потому, что должен был выбрать что-то из этого.
Любая информация может быть двух видов: знание и ощущение. Мы знаем, что не состоим из молекул, атомов, но мы не ощущаем этого и поэтому относимся к столу как к одному предмету, а не системе молекул. Я знал, что люди умирают, это нормально. Но я не представлял, что это может случиться со мной, с кем-то из близких, знакомых. Гибель моего коллеги и однокурсника в автокатастрофе я именно ощутил, почувствовал. Я знал, что никто не застрахован, но когда это коснулось меня лично, я это знание впервые прочувствовал. И, упав на благодатную почву, это запустило во мне процесс ломки стереотипов мышления. Если что-то такое случится со мной, то что я вспомню в последнюю минуту? Рабочую суету, неудовлетворенность своей жизнью в погоне за призрачным счастливым будущим? Нет уж, я буду делать то, что мне нравится именно сейчас, а там будь что будет. В тот момент, когда я отпустил свое будущее на самотек, разрешив ему быть абсолютно любым, оно, в свою очередь, перестало сковывать меня.
Кто-то скажет: хорошо, перенапрягся, всем тяжело, но для того и существует отпуск, отдохни месяцок и с новыми силами в бой. Увы, но практика показала, что это не работает. Последние пару лет у меня не было отпуска и почти не было выходных. И когда я с небольшим перерывом сходил сначала на 3 недели, потом почти на 5, то на собственном примере явно увидел, что это уже не помогает. Объяснение этому явлению я обнаружил в школьном курсе физики: закон Гука. Человек подобен упругому телу, его можно подвергать нагрузке, растягивать, но если прекратить воздействие, то он вернется в прежнее состояние. Однако у каждого есть предел упругости, который определяет максимальное силу и время воздействия, после которого тело не восстанавливается в прежнем состоянии. Никогда. Если продолжать и дальше воздействовать, то будет достигнуть предел текучести и упругое тело порвется. Вернуть прежнее состояние после достижения предела упругости (не говоря уже о пределе текучести) можно только одним способом – переплавкой. Но это будет уже совсем другое тело, совсем другой человек.
Для меня предел упругости пройден, я не стал дожидаться, когда порвусь окончательно и ушел. Ушел на переплавку.
«А как же другие? Скажешь, что ты один такой золушка на свете? Как другие справляются» - спросит меня мудрый читатель, недоверчиво прищуриваясь. Разумеется, я проанализировал лучшие практики и пришел к выводу, что с нагрузками люди справляются несколькими способами:
1) их природный коэффициент упругости на порядок больше, они быстро восстанавливаются и их не напрягает работать в таком режиме;
2) просто умеют забивать.
Ах да, есть еще один выход: забить. Забить на бесполезность работы и смириться с этим, забить на ответственность и халтурить, в надежде, что как-нибудь само утрясется. Устал, хочешь спать? Спи, а там оно гори все огнем. Вернувшись из прошлогоднего отпуска в Индию и Непал, благодаря курсу медитации именно такой путь я и выбрал. Это дало мне возможность протянуть еще какое-то время, но всегда так продолжаться не может. Глупая совесть не дает покоя, она как никто другой видит халтуру, она видит разницу между «не получается что-то» и «не стараешься» и каждый день твердит: «Или старайся делать свою работу хорошо, или не делай ее вообще».

Тут заговорил некий мельник, и сказал он: «Легко говорить тебе, Мессия, ибо нам свыше никто не указывает путь истинный, как тебе, а тебе не приходится зарабатывать на хлеб в поте лица твоего, как нам. В этом мире, чтобы жить — человек должен работать».
И сказал ему Мессия в ответ: «Когда то на дне одной большой хрустальной реки стояла деревня, и жили в ней некие существа».
"Река безмолвно текла над ними всеми — молодыми и старыми, богатыми и бедными, хорошими и плохими, текла своей дорогой и знала лишь о своем собственном хрустальном "Я".
И все эти существа, каждый по своему, цеплялись за камни и тонкие стебли, росших на дне реки растений, ибо умение цепляться было у них основой жизни, а сопротивляться течению реки они учились с самого рождения.
Но одно существо, наконец, сказало: «Я устал цепляться. И хоть я не вижу этого своими глазами, я верю, что течение знает, куда оно направляется. Сейчас я отпущу камень, и пусть оно унесет меня с собой. Иначе, я умру от скуки».
Другие существа засмеялись и сказали: «Дурак! Только отпусти свой камень, и твое обожаемое течение так тебя перекувырнет да шмякнет о камни, что от этого ты быстрее помрешь, чем от скуки!»
Но он не послушался их и, набрав побольше воздуха, разжал руки, и в тот же миг течение перекувырнуло его и ударило о камни.
Однако, существо все же не стало ни за что цепляться, и тогда поток поднял его высоко надо дном, и о камни его больше не било.
А существа, жившие ниже по реке, для которых он был незнакомцем, закричали: «Глядите, чудо! Он такой же как мы, однако, он летит! Смотрите, Мессия пришел, чтобы спасти нас!»
И тогда тот, которого несло течение, сказал: «Я такой же Мессия, как и вы. Река с радостью освободит нас и поднимет вверх, если мы только осмелимся отцепиться от камней. Наше истинное предназначение заключается в этом странствии, в этом отважном путешествии».
Но они лишь громче закричали: «Спаситель!», все также цепляясь за камни, а когда они снова взглянули наверх, его уже не было, и они остались одни и начали слагать легенды о Спасителе"
Р. Бах «Иллюзии, или приключения Мессии, который Мессией быть не хотел»

Итак, потеряв всякий смысл жизни, не имея в ней целей и интересов, избавившись от рабского преклонения перед будущим, я тогда впервые за последнее время почувствовал себя не бездушным, безжизненным роботом, я ощутил эмоцию. Это была эйфория от осознания свободы настоящего! Как использовать эту свободу? Чем можно заниматься? Я вижу только два варианта: реализовывать мечты и искать новые цели.
Моей мечтой были путешествия. Я люблю наблюдать и двигаться, пешком, в поезде, на самолете. В этом плане моя работа, полная командировок, отлично подходила. Если бы не головная боль, которая не отпускала ни до, ни после, ни во время поездки. Мечта – это то, о чем не позволяешь себе думать, чтобы не расстраиваться из-за несбыточности, но потребность в чем чувствуешь в глубине души. Пару лет назад я стоял у открытого окна московской гостиницы «Принц Плаза», вглядываясь в будничную суету внизу, когда начальник спросил меня: «А чем бы ты занимался, если б у тебя было достаточно денег?». Я никогда не задавал себе такой вопрос, т.к. сколько бы у меня не было денег, я боялся, что завтра их не будет, поэтому их никогда бы не было достаточно. Но всё же, задумавшись, я ответил «Путешествовал бы». Тогда это была мечта, а теперь у меня есть все для ее исполнения: финансы и отсутствие якорей, что держали бы меня на месте.
Я не испытываю на счет путешествий каких-либо иллюзий, я знаю, что это будет не так красочно, как представляется. Я понимаю, что это не будет «вау». Меня сложно удивить и вызвать какие-то эмоции, обычная моя реакция на все «ну город как город, замок как замок». Поэтому максимум это будет «Ммм, занятненько», но и это гораздо лучше, чем «Блин, как же все достало».
Как видно, это решение не было спонтанным, родилось оно в декабре 2011, принял я его в январе 2012 и начал подготовку: подбор и закупка снаряжения, сбор информации и планирование маршрута, покупка авиабилетов на распродажах. В июне 2012 я окончательно определился с графиком поездки и датой отъезда. Я понимал, что маловероятно, но вполне возможно, что мне не понравится бродячая жизнь с рюкзаком за спиной, поэтому предварительно провел два испытания себя и снаряжения: сначала проба пера в Крыму (в облегченных условиях русскоязычного населения и близкого родному климата) в августе, затем генеральная репетиция в Индии и Непале в ноябре.
Я понимаю, что путешествовать рано или поздно надоест. Чем заниматься тогда? А как раз можно уделить время второму варианту: поиску цели своего существования. Я всегда любил работать и не мог представить себя безработным. Но тот образ жизни, что я вел последнее время, привел к аллергии на любую сферу деятельности. И теперь мне надо найти то занятие, что будет доставлять мне удовольствие и приносить средства на жизнь.
И не только это. Выпрыгнув из колеса, белка может заняться всем тем, на что не хватало времени на бегу, например, заняться собой, саморазвитием: научиться любить и жить в гармонии, подтянуть английский язык, почитать интересные книги, выспаться, подлатать здоровье.
Люди по-разному реагировали, когда я им рассказывал о своей идее. Кто-то поддерживал: «Отличная затея, сами б с тобой рванули, но семья, дети» - потому и иду, что ничего не держит. Кто-то не понимал: «Идиот, детские капризы» - может и так, ветрянкой хотя бы один раз в жизни, но надо переболеть. Были люди, которые говорили, что у путешествия должна быть цель, например, написать книгу – но их и так полно. А были, кто переживал: «А как же карьера, опять с нуля начинать?» - невозможно построить прочную карьеру в нелюбимом деле, как невозможно построить прочный дом без фундамента.
А вообще, я на всё это отвечу лишь одно: я чувствую, что это мой путь, никогда я еще не был так уверен в своем решении. Заблудившись, нужно остановиться и осмотреться, а не бежать по инерции. Я ухожу, чтобы жить для себя, чувствовать себя человеком, а не ресурсом, жить свободным в покое и равновесии, чтобы любить этот мир и, пройдя тысячу дорог, наконец, найти направление, в котором захочется проложить 1001ю, свою. И еще мне просто любопытно посмотреть, что со мной будет, куда меня вынесет поток жизни. Будьте счастливы!
Каталог блогов Blogolist Каталог блогов