воскресенье, 16 февраля 2014 г.

16-02-14 Гробницы императоров Вьетнама в Хюэ: Tu Duc и Minh Mang

После вчерашнего осмотра самого Hue и внешней части императорского дворца, настал черед окраин города. Hue долгое время был столицей вьетнамской империи, поэтому вокруг города расположено множество императорских гробниц. Посещать их я буду не один. Этим утром, со второй попытки, состоялась моя встреча с Фи, вьетнамской студенткой, с которой мы познакомились позавчера, в день святого Валентина, в супермаркете.

Наш вело-тур по гробницам вьетнамских императоров в Хюэ начинается с утренней заправки желудков, Фи показывает местечко, где местный суп можно отведать за полдоллара. После завтрака мы отправляемся к ней в общежитие. Любопытно посмотреть, как живут вьетнамские студенты и как выглядит их общежитие. Фи приводит меня к двухэтажному зданию, напоминающему нашу хрущевку, и проводит в двухкомнатную конуру с 12 койками. Внутри кроме кроватей мебели нет, всё пространство завешано гирляндами сохнущего белья. Все с опаской и недоумением оглядываются на меня, а мне неудобно их фотографировать.

Когда я рассказал свой план на день, Phi пришла в ужас от предстоящего количества километров. Но на мои предложения забить на мое общество и остаться отказалась. Что ж, тогда в путь, подруга!

Наконец, выглянуло солнце. Я несказанно обрадовался ему, а Phi к моему удивлению, напротив, запаниковала, причем даже на грани истерики. Она стала зарывать лицо в куртку, прячась от солнца, и сокрушаться, что не взяла свою маску на лицо. Пришлось отдать ей свою куртку с капюшоном.

Мы едем на велосипеде к первой императорской гробнице, Tu Duc tomb. Phi кряхтит и еле движется. Она берет меня за руку. Что за ерунда ехать на велосипеде, взявшись за руки, это же неудобно и медленно. Что за глупая романтика? Так мы далеко не уедем. Я ругаю себя, что связался с ней, но изо всех сил продолжаю стараться быть вежливым и милым. Может хотя б как местный житель Phi сможет мне помочь быстрее найти дорогу. Но и как гид Phi тоже совершенно бесполезна: она теряется, спрашивая дорогу, мы плутаем. Я начинаю догадываться, что она никогда там не была и ей собственные вьетнамские достопримечательности и история совершенно не интересны. В итоге у меня кончается терпение, я плюю и переключаюсь на свои карты.
Deluxe group tour Huehue-city-cycling-map-hue-vietnamHue-Region-Tourist-Map.mediumthumb
Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0349Худо-бедно нам удается найти месторасположение Tu Duc tomb. Проезжаем мимо входа в гробницу и сворачиваем за угол вокруг забора. Фи напрягается. Забор все не кончается, оказывается, что немаленькая территория у этой гробницы, это целый парк. Останавливаемся у участка стены боле менее пригодного для того чтобы перелезть и проникнуть в гробницу Tu Duc бесплатно. Пробую залезть. Не получается. Едем дальше вдоль забора и, наконец, находим отличное место с торчащими из стены кирпичами, на которые можно опереться.

Мы прячем велосипеды в лесу у дороги, я помогаю Phi забраться. Прыгнув первым, иду осмотреться. На той стороне забора никого. Я прошу ее дождаться меня, чтобы помочь спуститься, но она прыгает и, приземлившись, хватается за правую ногу. «Ну, попали» - проносится у меня в голове – «нашел еще приключения». И в голове нарисовалась картина, как я, взяв под плечо, веду ее хромую обратно в город. Но пока я добрался обратно к забору, она уже забыла про ногу, и я так и не понял, что это было.
Гробница Tu Duc оставила приятное впечатление. Это сооружение было построена в конце 19 века для одного из последних императоров Вьетнама и его семьи. Вскоре после этого Вьетнам был захвачен Францией и стал колонией. Атмосфера восточной вообще и китайской древности в гробнице присутствует. Но Phi явно скучает и все повторяет, как хочет на пляж. Беспечный тинейджер. При этом она несколько раз пытается меня развести на сладости-мороженое и пофотографироваться в исторических костюмах. Не на того напала. Но я уже начал жалеть, что связался.
Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0247Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0258Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0249
Могилы вьетнамских императоров представляют собой каменные саркофаги на открытом воздухе. Снаружи гробницы окружены стеной небольшой высоты, но достаточно скрывающей покой усопших от взора людей, при этом двери отсутствуют. Непосредственно гробницы с внешней стороны отделаны плиткой или украшены кусочками керамики. Сейчас нам кажется это диким, ведь мы привыкли, что плиткой в России отделывают туалеты. Но в те времена во Вьетнаме, думаю, цветная плитка была предметом роскоши, завозимой из Китая.
Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0240Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0252Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0251

Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0288Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0290Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0293Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0253Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0241Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0256
Помимо непосредственно могил территорию гробницы занимает парк и небольшим водоемом, храмы, статуи воинов и слонов, охраняющие покой императора Вьетнама.
Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0259Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0284Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0306Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0297Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0266Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0269Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0275Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0276Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0300Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0308Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0313
Есть в гробнице Tu Duc и отдельное здание для поминальных церемоний, где устраивается трапеза по случаю годовщины смерти. Я обратил внимание на странные художества на потолке, напоминающие иероглифы и выполненные из скрепленных между собой белых полосок. Но так и не удалось узнать, что сие означает.
Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0248Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0318Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0321Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0327Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0326Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0347Vietnam Hue Tu Duc tomb 140216_0334
Мы вышли через главные ворота и, обойдя стену снаружи пешком, вернулись к велосипедам.

После Tu Duc далее направляемся к следующей достопримечательности Hue, гробнице Minh Mang. Проезжая по вьетнамским деревенькам попадаются и другие гробницы, мелкие и запертые. Мы выезжаем к реке и продолжаем движение вдоль русла. По дороге она снова хватает меня за руку, опирается, из-за этого мы чуть не падаем. При этом всю дорогу Phi молчит, как будто дуется. Как же я уже устал от нее и скучаю по Trang. «Ладно, будет тебе пляж» - думаю я, сворачивая на песчаный участок, замеченный у реки.

Мы сели на песочке. Она облокотилась на меня и уснула. Или сделала вид что уснула. Ладно, отдохнём. Рядом с нами пристроилась пара рыбаков с удочками.

Прошло часа полтора, ну сколько можно быть вежливым, мы лишь одну гробницу за целый день посмотрели! Начинаю ее будить, бесполезно. Что-то бормочет, отворачивается и закутывается в куртку. После 20 минут безрезультатных и вежливых попыток разбудить ее пришлось действовать грубо. А вот грубость подействовала. Phi встала и мы таки продолжили путь. Ох и связался на свою голову.

Phi посветлела, стала улыбаться. «Ты почему спала?» - интересуюсь у нее. «Потому что много учусь и некогда спать.» - отвечает она. «А что ж тогда помчалась со мной?» - уж было укоризненно подумал я, но тут же одернул себя. Ведь я сам часто рвался в сомнительные авантюры после и без того бессонной ночи.

Но и после отдыха уехали мы недалеко, на мосту у Phi слетела цепь и отвалилась педаль. Перепачкавшись в смазке, педаль вернули на место, а цепь натянули. Но знак нам явно недоброжелательный. Стоя на мосту пока я возился с велосипедом, Phi шарахалась от проезжающих близко фур и автобусов. Они проносились реально близко. Когда уже мы закончили ремонт, остановился мужичок поинтересоваться все ли в порядке. Он немного говорил по-английски и вопросительно посмотрел на Phi, ожидая, что она заговорит с ним, но она молчала. «Вьетнамка?» – спрашивает он уже у меня, видя ее холодность и отстраненность. И тут же поправляется, смущаясь ее молчанием: «Может китаянка?» Я тоже не знал, что ему ответить, растерявшись от ее неожиданно проявившейся немоты. Подав знак что всё ОК и поблагодарив, мы отправились дальше. «Почему ты не призналась ему, что вьетнамка?» - пытаюсь выпытать у нее. «Не хочу, чтоб они знали» сухо ответила Phi, давая тоном понять, что не хочет об этом говорить.

Тем временем мы добираемся к Minh Mang tomb. Чуть не пролетаем мимо гробницы, проглядев спуск в кустах. Девочка, заметив нас, выбежала на дорогу и замахала руками. Парковка бесплатно, но надо что-нибудь потом заказать.

Мы по привычной схеме идем в обход стены, изучая обстановку. Стена гробницы Minh Mang гораздо менее удобная для бесплатного входа, довольно высокая и без выступов, не забраться. Добираемся до главного входа и идем дальше, изучая стену. Замечаем местных мальчишек, что бегают по верхушке широкой стены. Это хороший знак, если уж они смогли забраться, то путь где-то есть. Обойдя стену, мы добрались до другой парковки, где к нам пристала какая-то женщина с ужасным английским. Фи снова проглотила язык, никак не выдавая, что она вьетнамка.

Мы вернулись обратно к стене Minh Mang, к месту, где она дальше уходила вглубь зарослей. Я уж было ринулся искать лазейку там, но Phi меня притормозила: «Там могут быть змеи». Хм, не будут проверять, является ли это лишь детским страхом или обоснованным опасением. Лазеек не видно, похоже, что придется-таки платить 80.000 донг ($5). «Не хочу я платить» - начала возмущалась Фи. Но мы идем к кассе. Однако по дороге я замечаю пару палок, прислоненных к стене, и кустик, растущий близ верхушки забора. Так, похоже, что это и есть лазейка! Подсаживаю Фи, она забирается на забор и усаживается на нем. Затем пытаюсь сам. Никак, слишком высоко. Ладно, иду покупать билет, а Фи остается ждать меня на заборе, не решаясь прыгать.

Я купил билет за 80 000 и, войдя на территорию гробницы, добрался до Фи, помог ей спуститься. Мы неспешно отправились вдоль озера. Phi напряжена, пытаюсь ее успокоить. Но оказалось, что она встревожена тем, что нас засекли и преследуют. И действительно, суровый охранник следует за нами что-то крича.

Мы делаем вид, что не замечаем, и продолжаем идти, ускорив шаг. Думаю, что же делать. Будь я один, то побежал бы и спрятался. Территория гробницы огромна и уйти от преследования не проблема, а затем чуть сменив одежду (например, вывернув наизнанку), спокойно выйти через главный вход. Но Фи… после неудачного прыжка я в нее не верю. Убегая, она может и ногу подвернуть.

Ладно, останавливаемся. Дальше устраивается обычный небольшой спектакль: где билет – потерял, вот только один есть, второй наверно выпал из кармана. Тяну время и подтруниваю над охранником, спрашивая его собственное удостоверение и затягивая поиск билета. Отвертеться уже явно не удастся, но хоть поиграю. Охранник звереет и говорит что-то Phi. Она опять молчит. «Она вьетнамка?» - очередной раз слышу я вопрос. «Нет, китаянка» - отвечаю я, вспомнив догадку другого вьетнамца. Но этого мужика уже так легко не провести, охранник не верит и продолжает сурово с говорить с Phi. Ладно, пора заканчивать этот спектакль, пошли наружу. Охранник идет следом и продолжает что-то бубнить. Мы выходим наружу. Билет у меня есть, но я решаю не возвращаться, жалко бросать ее тут в такой момент, да и настроение уже не то. Идем к велосипедам, Фи заревела. Пытаюсь успокоить. А сам тем временем задаю себе вопрос, зачем я все это затеял. Из-за жадности или потому что мне снова стало скучно просто посещать достопримечательности и хочется неких приключений. Рутина путешествия превращает удовольствие, азарт от посещения новых мест в скуку шопинга: пришел, заплатил за билет, посмотрел, поехал к следующему пункту. При долгом путешествии пропадает ощущение преодоления препятствий, достижения цели. И самостоятельный поиск того или иного места и, главное, бесплатное и нелегальное туда проникновение как раз возвращают этот самый забытый кайф путешествия. Поэтому я так и делаю. Я понимаю, что впечатления от непосредственно посещения этого места будут слабее, чем воспоминания о том, как я пытался пробраться тайком на очередную достопримечательность. Я не общительный человек и приемы социальной инженерии мне неподвластны, но при этом я люблю бродить и исследовать, значит остается лишь банальный метод «через забор».
Lang Minh Mang tomb travelLangMinhMang01_EN_travelMinh_Mạng_tomb travel

Рассуждая так, я уже добрался до стоянки наших велосипедов. Отдаю 10.000 донг за бесплатную парковку и мы направляемся обратно в Hue. Проезжая мимо ближайшего поселка, Phi завидела прилавок с мясом у дороги и попросила остановиться. Купив кусок свинины и положив его в пакет, она успокоилась и заулыбалась. Странная вьетнамская дамочка. На трассе она регулярно вцеплялась мне в руку, так что я, по сути, тащил ее на велосипеде как прицеп. Я даже не подозревал, что таким образом можно долго ехать. Но, конечно, устаешь заметно быстрее.

Vietnam Hue tomb 140216_0350Вернулись мы другой дорогой, снова немного заблудившись в проселочных дорогах и наткнувшись уже на гробницы обычных современных вьетнамцев. Наконец, мы выехали на трассу и остановились в первой же кафешке. Phi заказала себе что-то, я попросил себе такое же. Она попыталась отговорить меня, объясняя, что это плохо для живота, но я не поддался. Очередное сочетание букв, являющееся названием вьетнамского блюда, оказалось супом с желудочками. Черт, эти желудочки действительно оказались подобными резине, тяжело жевать, тяжело для собственного желудка. Phi предложила мне попробовать и собачатину за 50 000 донг и вызвалась вечером на ужин показать место в Hue, где можно попробовать собаку на вкус. Общеизвестно, что собак едят корейцы, но вьетнамцы тоже любят собачатину. Причем чем севернее, тем больше. Употребление собак в пищу полулегально, но, тем не менее, уличных собак во Вьетнаме нет, часто пропадают даже домашние. Немного помявшись, согласился. Мерзко конечно есть братьев меньших, но ведь коров можно. Раз есть возможность, то надо ей воспользоваться.

Мы расстались с Phi в 17:30, договорившись встретиться в 19 часов. Но в 19 часов Phi так и не пришла, я получил письмо, что ей позвонил учитель. Что за игры такие, надоело. 

Сегодняшний день запомнился мне не посещениями гробниц, и даже не маленьким инцидентом в гробнице Minh Mang, а общением с вьетнамской студенткой Phi. С ней я отчетливо почувствовал, какой все-таки подарок для меня была Trang и как я скучаю по ней. И еще раз убедился, что вьетнамки (как минимум в части отношений с противоположным полом) имеют мышление гораздо моложе своих лет. И если 30-летняя Trang часто рассуждала как западная девушка 20-25 лет, то с 22-летней Phi я чувствовал, что общаюсь с наивной инфантильной девочкой-подростком 14-15 лет. Скучно, грустно и быстро утомляет. На самом деле Phi просто пыталась заигрывать со мной так, как следует делать с вьетнамскими парнями: быть глупенькой, слабой и беспомощной девочкой. Но то, что обожают вьетнамские парни, чуждо и даже раздражает парней с западным менталитетом, в т.ч. меня.

Я твердо решил, что завтра поеду в тур по оставшимся гробницам вьетнамских императоров один.

Каталог блогов Blogolist Каталог блогов