вторник, 11 февраля 2014 г.

11-02-14 Hoi An: город разноцветных огней и желтых зданий

Мало кто любит Вьетнам, но даже они признают, что Hoi An и Da Lat – одни из самых приятных уголков в стране с особой доброжелательной атмосферой и исторической застройкой. Мы отправляемся с Trang на прогулку по Hoi An. Hoi An - действительно приятен, здесь интересно просто побродить по извилистым улочкам. Дома здесь имеют специфический желто-оранжевый оттенок и китайский стиль в архитектуре.
Vietnam HoiAn 140211_0021Vietnam HoiAn 140211_0020
Вчера мы приехали в Hoi An автобусом из Лаоса через Danang. Первым делом мы заходим на центральный рынок, чтобы отведать местных блюд. Центральный рынок в Hoi An, как и традиционно в Азии, самое дешевое место пообедать в городе. А в Hoi An рынок примечателен еще и тем, что прямо возле него, в самом центре города, до сих пор функционирует колодец. Сразу я не обратил внимание на него, заметил лишь после завтрака и задумался, а не из него ли добывали воду для моей похлебки.
Заказываю себе Mi Quang и мучаю Trang вопросами. Вьетнамская кухня открылась с новой стороны. Я начал различать названия блюд, которые образуются сочетанием com (рис) и mi (лапша) с различными добавками: курица, овощи, свинина и т.д. Часть этих сочетаний можно понять по составляющим, но, как правило, чтобы понимать, что ты ешь, приходиться выучить наизусть значения всех возможных комбинаций. Ведь даже для риса у вьетнамцев два отдельных слова, обозначающих сырые зерна и приготовленный (отварной) рис. Вообще, вьетнамский язык это огромное многообразие оттенков гласных звуков. У них редко встречаются слова из двух слогов, а уж трехсложных я вообще не встречал. Представьте, сколько вариантов комбинаций гласных и согласных звуков надо уместить, чтобы уложиться в один слог.
Vietnam HoiAn 140212_0305Vietnam HoiAn 140212_0316Vietnam HoiAn 140212_0319
Свое изучение вьетнамского языка я начал (да и закончил) числительными. Да и то потом оказалось, что я произносил слово «десять» как «нос», т.к. совершенно не уловил интонацию.

Покушав, мы здесь же на рынке оставили мои сандалии мастеру в паре метров от нас, чтобы он их подлатал за $2.5. Один из них порвался, когда мы лазали по водопаду Tad Champi. Я уж собирался их выкинуть, но Trang, строго посмотрев на меня тогда, сказала: «Это вы европейцы выкидываете порванную обувь, а мы вьетнамцы, ее зашиваем. Как только окажемся во Вьетнаме, то быстро починим ее». К тому времени я уже забыл про это, но она помнила и сразу привела меня к сапожнику. Тот недовольно посмотрел на меня и что-то долго говорил подруге. Она поинтересовалась, на сколько долго я хочу, чтоб прослужили мне сандали, месяц или год. Оказалось, что жизнь им на год можно продлить всего за $2.5. Я даже не стал спрашивать, сколько стоить подлатать их на месяц. Когда мы отошли, Trang сказала, что с меня, иностранца, он бы взял гораздо больше, но раз уж я подошел с ней, то назовет реальную цену.

Вообще, у вьетнамцев желание обмануть чужеземца в крови. И я очень радовался, что Trang была со мной. Например, стакан сока сахарного тростника для меня раньше везде стоял 10.000 донг ($0.5). Везде. И меня смущало, как это торговцы по всему Вьетнаму сговорились о единой цене для иностранцев. Но это действительно так, для вьетнамцев сок стоит в два раза дешевле, всего 5000 донг. Но не все так радужно и просто. Гуляя по городу, мы решили отведать пончики с кофе. Продавщица пончиков назвала даже для Trang цену, завышенную на порядок, т.к. видела, что она с иностранцем, а, значит, ей скорей всего безразлична цена. Trang объяснила, что вьетнамцы все время дурят не только иностранцев, но и друг друга. Если продавец тебя не знает или подозревает, что ты из другого города, то тоже сделает наценку. А тем более с другой части страны, вражда между севером и югом Вьетнама не утихла до сих пор, хотя прошли уже десятилетия после Вьетнамской войны.
Разумеется, немалую долю в ценовом мировоззрении вьетнамцев в Hoi An играет туристичность этого места. В центре города, где находятся кварталы исторической застройки, ходят толпы туристов. Чем-то Hoi An напоминает мне наш Санкт-Петербург: историческая малоэтажная застройка, множество каналов и мостов, сравнительно культурная приятная атмосфера. Сюда днем даже перекрывают въезд мото-транспорту, поэтому велосипед - самый популярный способ передвижения в Hoi An как у местных так и у туристов. Непосредственно гулять по городу можно бесплатно, платными являются многочисленные исторические дома и храмы. Чтобы войти внутрь одного из таких домов, необходимо заплатить. Можно купить абонемент, позволяющий посещать 1-2 дома разных типов. Но, на мой взгляд, ничего примечательного для меня там нет, поэтому я просто наслаждаюсь прогулкой по городу. К слову, уже после моего возращения в Россию, Trang сообщила, что правительство сделало даже просто посещение исторического центра Hoi An платным (порядка $6). Я долго думал ехать ли в Hoi An бесплатно, а уж за деньги там точно делать нечего.
Vietnam HoiAn 140211_0013Vietnam HoiAn 140211_0016Vietnam HoiAn 140211_0032Vietnam HoiAn 140211_0034

Большинство западных туристов знают Hoi An как исторический и культурный центр. Но для местных это еще и приморский курорт. Правда сейчас, в феврале, здесь не сезон: небо затянуто облаками, море штормит, огромные волны и холодный ветер убивает и без того скудные достоинства вьетнамских пляжей.

Но раз уж мы приехали сюда и у нас отличное настроение, то даже погода не помешает нам насладиться пляжем. Мы бегаем и резвимся как дети, убегаем от волн и играем шлепками в футбол. Ведь сегодня наш последний день вместе.
Vietnam HoiAn 140211_0038Vietnam HoiAn 140211_0165Vietnam HoiAn 140211_0320Vietnam HoiAn 140211_0056Vietnam HoiAn 140211_0058Vietnam HoiAn 140211_0073Vietnam HoiAn 140211_0080Vietnam HoiAn 140211_0094Vietnam HoiAn 140211_0131Vietnam HoiAn 140211_0147Vietnam HoiAn 140211_0149Vietnam HoiAn 140211_0151Vietnam HoiAn 140211_0154Vietnam HoiAn 140211_0157Vietnam HoiAn 140211_0158
После пляжа мы заехали на рынок, забрали мои сандалии. Я был в восторге. Я думал, что мне чуть подремонтируют одну отвалившуюся лямку, посадят на клей или вроде того. Но обувной мастер прошил полностью всю подошву толстыми нитками. Причем на обеих сандалиях. Так они точно продержатся у меня еще год и вот спустя год они продолжают каждый день напоминать мне о путешествии, когда переобуваюсь в офисе.

Сменив мокрую от воды одежду, мы возвращаемся в город. Вечером мы паркуем мотоцикл на территории школы. Занятий нет и школьный сторож подрабатывает организацией парковки на территории. Вот такой вот вьетнамский социализм. Рынок Hoi An уже закрыт, но зато можно поужинать в многочисленных подвижных ресторанчиках. Вьетнамские женщины притаскивают все оборудование на себе, расставляют прямо на земле миниатюрные столики и стульчики и вот кафешка у реки готова.

Тот вечер я посвятил покупке сувениров. Вьетнамские шарики, которые украшали каждый угол Hoi An, стали для меня символом города.
Vietnam HoiAn 140211_0253Vietnam HoiAn 140211_0259
Они похожи на китайские, но китайцы делают их только красными, вьетнамцы же не брезгуют всеми цветами радуги.
Vietnam HoiAn 140211_0250Vietnam HoiAn 140211_0252
Фонарики в Hoi An не просто украшение города, но предмет настоящего культа. На лотках можно купить водоплавающие модификации и запустить в плавание по реке. От этих окружающих тебя в Hoi An огоньков в воздухе и на воде кажется, что попал в сказку.
Vietnam HoiAn 140211_0234Vietnam HoiAn 140211_0213
Vietnam HoiAn 140211_0174Vietnam HoiAn 140211_0222
Мы вновь бродили по городу, наблюдая за его ночной жизнью. Вот вьетнамцы играют в странную игру, смесь бинго и караоке, если у тебя выпадает число, то ты должен спеть что-то определенное. Вот свадьбы фотографируются. Вот засевшие в воде лодочники заманивают к себе туристов покататься. Они находятся ниже уровня набережной и почти не видны, лишь огоньки свечей и голоса словно из подвала манят вниз. Vietnam HoiAn 140211_0229Vietnam HoiAn 140211_0179
Еще утром Trang купила на рынке сушеных кальмаров, теперь мне понятно почему. Она просит у одной из женщин-торговок разрешения воспользоваться ее плиткой и прямо на улице поджаривает этих кальмаров.
Vietnam HoiAn 140211_0272Vietnam HoiAn 140211_0277
Я тем временем сбегал за колой вместо пива. Сев на лавочке на набережной, мы как два вьетнамских гопника жуем кальмаров с колой. А когда кальмары закончились, то сам вызываюсь сгонять еще за колой и чипсами. Ненавижу их, но кутить так кутить. Мы сидели на набережной до часу ночи, наслаждаясь миллионом свечей и огоньков вокруг и желая продлить время вместе. Мы болтали о сущей ерунде и спорили о том, может ли автоматизация заменить Trang в ее работе закупщика фруктов и овощей для супермаркетов. Это было так глупо и так мило… Именно эта простота общения с ней и подкупает меня: мы можем дурачиться вместе и говорить о серьезных вещах, мы такие какие есть, без масок и очковтирательства. Ведь все равно завтра мы расстанемся. Я конечно увижу Trang еще раз, может быть погощу денек, а может заскочу проездом забрать сувениры, что оставил на хранение. Но это похоже тот самый последний день вдвоем, который я буду помнить.

Пора спать, пора домой. Trang садится за руль. Я на волне стеба и ради хохмы сажусь на мотоцикл задом наперед. Ехать так действительно забавно и грустно одновременно. Ведь так не мчишься навстречу новому, а прощаешься с моментами старого, уходящего от тебя все дальше и дальше…

Каталог блогов Blogolist Каталог блогов