Вернувшись из славного городка Далат, утром 18 ноября мы направляемся в аэропорт Хошимина, где наши пути расходятся. Ирина возвращается зимовать в Россию, а я париться в Бангкок. Провожая ее аэрофлотовский самолет, я с грустью думал о том, когда и мне придется лететь домой. Тем временем под окнами терминала аэропорта развернуты армейские подразделения, оцепление, штабная палатка, множество военной техники и робот-сапер. По самому терминалу тоже шастает много людей в форме. Надеюсь, это все-таки учения, а не в реальности они нашли бомбу и по-тихому пытаются ее обезвредить, не извещая людей в аэропорту.
Пытаюсь исподтишка снять происходящее на телефон, но ко мне тут же подходить человек и просит убрать камеру, приходится отмазаться, что ничего я не фотографировал. Мой старый товарищ смартфон Zopo не выдержал и сдох от стыда, по прилету в Бангкок он больше не включался. Но судьба мне тут же вернула небольшую компенсацию: в том самолете между сидениями я обнаружил потертый белый Samsung. Он был заблокирован, поэтому после тщетных попыток его разлочить, чтобы вернуть хозяину, я решил его сбросить к заводским настройкам и и оставить себе. Из аэропорта в город можно быстро добраться на поезде и затем пересесть на метро. Привычные станции, пересадка на 15-й автобус, следующий до Каосан – роад. Кажется, что в этом городе все уже такое родное и знакомое.
А нет, не такое уж и знакомое. На финишной прямой перед поворотом на Каосан весь проспект занят людьми, установлено множество шатров. Поэтому автобус высаживает задолго до нужной остановки. Пару километров приходится преодолевать с рюкзаком, проталкиваясь через толпы людей. Остается лишь догадываться, что здесь происходит. Первая мысль – какой-то праздник. Но оказалось, это ставшие уже знаменитыми бангкокские протесты из-за политических игр власти. «Что здесь?» - спрашиваю попавшегося на пути пожилого европейца. «Да премьер-министр пытается амнистировать своего брата, изгнанного из страны, вот и протестуют» - отвечает он. Я долго перевариваю в голове эту фразу, недоумевая, как можно избрать сестру премьер-министром, если ее брата осудили и выгнали, да еще потом и удивляться, что она его пытается вернуть. Списав все на трудности перевода и решив, что неправильно понял, продолжаю путь. Я заселяюсь в уже знакомый клоповник за $5 и первым делом выхожу в инет. Каково же было мое удивление, когда узнаю, что так всё оно и есть: в результате военного переворота бывшего премьера выгнали, а вместо него избрали сестру и возмущаются теперь, что она пытается провести закон, амнистирующий брата.
В столицу Таиланда я прибыл не просто так. Это одно из самых удобных в Азии мест получения виз в другие страны, в том числе и Мьянму.
Мьянма, еще известная как Бирма, долгое время была в изоляции подобно Ирану и Северной Корее. Коммунистическая страна с деспотичным режимом, покупающая оружие на деньги от продажи наркотиков. В общем, типичный враг продвинутого западного мира. Попасть в Мьянму можно было только из соседнего Таиланда (немного игнорирующего эти санкции) и только по воздуху. Т.к. летали в Мьянму только туристы, то и за билеты за часовой полет брали безумные для Азии $150-200. Но и это не останавливало любителей дикого социализма, уставших от развитости туристической индустрии по всей планете. Все они с восторгом описывали страну, в которой возвращаешься в каменный век: банкоматов нет, интернета нет, сотовой связи нет, операция обмена валюты серьезнее и сложнее, чем покупка наркотиков. И разумеется неизбалованные деньгами и вниманием местные жители. И это при живом Таиланде с его логовом разврата Паттайя по соседству.
Но сейчас курс на открытость еще более усилился и поток туристов в страну возрос в разы. Даже, наконец, открыли наземные переходы для иностранцев. Совсем недавно, несколько месяцев назад (28 августа 2013) и их всего 4, с Тайской стороны можно попасть в Мьянму в следующих местах Mai Sai, Mae Sot, Ranong, Pu Nam Ron. Кстати, по некоторым из них можно посетить Мьянму и без визы, но лишь на день, с перемещением лишь в пределах приграничного города и оставив паспорт на границе. Но такой вариант не для меня. Да и плата за вход в таком случае будет немногим меньше официальной визы.
Я выбрал для пересечения границы переход Myawaddy / Mae Sot, как наиболее оптимальный. Mai Sai, самый южный переход, очень удален от основных достопримечательностей страны. В этом районе располагаются приморские курорты Мьянмы с огромными ценами и многочисленными запретными для иностранцами зонами. Переходы Ranong и Pu Nam Ron располагаются на севере Таиланда и нет смысла забираться так высоко. Mae Sot – наиболее оптимальный переход, он позволяет последовательно, с юга на север посетить основные достопримечательности Мьянмы.
Из-за проблем с доступностью интернета в Мьянме, все эти дни в Бангкоке я штудирую сеть в поисках информации о стране, составляю маршрут, перечень достопримечательностей, откуда, куда и как можно добраться, где остановиться. Это занятие удивительно засасывает и убивает столько времени.
В буддистских странах часто встречается статуи “Спящий Будда” или “Отдыхающий Будда”, символ счастья покоя. Здесь даже бездомные на улицах спят со сладкой безмятежной улыбкой младенца и лишь множество наколок объединяет их с российскими коллегами. Найдя себе дело, я стараюсь получать удовольствие от тех маленьких радостей, что окружают меня. Я начинаю жить как пенсионер, внеся в свой день множество ритуалов. Проснувшись утром, гуляю по окрестным улицам, завтракаю в любимом местечке между двух зданий у старой тайки. На обратном пути заглядываю в ларек к улыбчивой мусульманке в черном платке и покупаю у нее кофе. Горячий или со льдом – по настроению. Вместе с кофе отправляюсь на набережную и, усевшись на лавочку, наблюдаю за носящимися по реке лодками и проходящими мимо людьми. Я в отпуске и каждая минута, медленно проживаемая мною, прямо на глазах превращается в пучок эндорфинов, оседающих где-то в организме.
Возвращаясь в гостиницу, я покупаю в 7/11 какие-нибудь вкусности, сладости. Да тот же сникерс в соседней стране завтра может стать навязчивой мечтой. Весь день собираю информацию о Мьянме, а вечером иду полюбоваться закатом с набережной, наблюдая как сменяются оттенки неба. Разумеется, нельзя забыть насладиться разнообразием тайской ночной кухни. И так день за днем. Я понимаю, что такая скрупулёзность при подготовке самостоятельного путешествия в Мьянму не нужна, что все планы изменятся. Но при этом в случае этого изменения нужно понимать и помнить все возможные варианты логистики по стране.
Ну а в перерывах, я брожу по соседним улицам меж митингующих тайцев. Благо делают они это круглые сутки. Тяжело приходится жителям близлежащих домов и хостелов – от такого шума можно повеситься. Но вообще демонстрация довольно мирная: установлены сцены, где выступают музыканты и политики, многие приходят с детьми. Скорее все это напоминает фестиваль, а не демонстрацию протеста. Но, как показывает опыт, из таких фестивалей при должном подходе и получаются цветные революции. Еще поразило огромное количество торговцев, тайцы свою выгоду не упустят. Кажется, здесь открылся новый центральный рынок: одежда, обувь, безделушки, сувениры с национальным флагом. Старый же добрый рынок под стенами королевского дворца, где я любил поужинать в свой прошлый визит, закрыли. Печально, очень печально. Поначалу я подумал, а не из-за этого ли вообще на самом деле возникли акции протеста. Политика политикой, а эти развалы кормили тысячу людей, а десятки тысяч здесь у них кормились и закупались.
Примерно определившись с маршрутом, я отправляюсь для получения визы Мьянмы в ее посольство в Бангкоке. Найти его не сложно, добираешься до конечной станции водного «автобуса», проходишь пешком одну станцию надземного метро и сворачиваешь в переулок. Уже предупрежденный, я занял очередь и отправился в одну из соседних лавок, где за 5 бат купил копию визовой анкеты, т.к. в самом посольстве их не найти. Подозреваю, что они специально выкладывают всего несколько штук, чтобы создать спрос этим лавочкам в округе. Здесь же можно сделать фото и заполнить ее, но фото у меня заранее припасено с собой (никто к ним не придирался), а заполнить можно и в очереди. Несмотря на то, что я пришел до открытия, людей уже было немало. Посольство принимает документы на визу всего несколько часов в день и к концу этого времени мне все же удалось подать документы, остается подождать несколько дней и бирманская виза у меня в кармане. Виза в Мьянму выдается на месяц и в зависимости от срочности ее можно получить в тот же день (при наличии авиабилетов), на следующий или через 3 дня. Стоить это будет от 600, 800 и 1300 бат. Мне торопиться некуда, поэтому заказываю самую дешевую, оставляю паспорт и получаю желтенькую квитанцию. Кстати, здесь же в посольстве висит мешок с бесплатными тайскими сим-картами. Такую щедрость я встречал еще лишь в аэропорту Малайзии.
Покончив с делами, прогуливаюсь по окрестным улочкам. Ничего особенного, разве что нашел вкуснейший чай у китайцев.
Через несколько дней возвращаюсь в посольство с квитанцией (принимают документы до обеда, а выдают после), забираю свой паспорт и на следующий день, 23 декабря 2013г, отправляюсь на Northern Bus Terminal, крупнейший автовокзал Бангкока. Вот только уличные демонстрации я учел недостаточно. Из-за заблокированных улиц были изменены маршруты транспорта и, наивно понадеявшись, что мне удастся найти, где останавливается 15-й автобус, везущий до надземного метро BTS, я целый час брожу с рюкзаком среди тесной толпы демонстрантов. О, это был ад. Я надеялся выйти к тому месту, где 15-й автобус меня высадил по приезду в этот район, но обходя особенно плотные толпы людей, я сбился с пути и после долгих плутаний, к удивлению для себя, оказался в начальной точке своего пути, потеряв при этом уйму времени.
Обматерив любовь тайцев к переворотам и свою самонадеянность, я начал искать автобус среди проносящихся мимо меня. Вскочив в один из них, с буковками BTS среди тайских иероглифов в маршрутной табличке, я попытался узнать у кондуктора, куда он следует. Она не понимала английский, а потому призывно гаркнула «кто тут понимает этого фаранга?», на помощь пришел молодой паренек, сидящий рядом. Он пояснил, что автобус не идет к BTS, но сам он туда направляется, а потому подскажет, где выйти и пересесть. Кондукторша, добрая душа, не стала брать денег за проезд с глупого иностранца. Мы долго петляли улочками вокруг Королевского дворца и напряжение в душе усиливалось, время идет, а я до сих пор в окрестностях Каосана. Вышли мы совсем рядом по прямой от места, где я сел, парень начал ловить такси. Ладно, я уже был готов на такси. Он сел вместе со мной, назвал адрес, попросив по дороге завернуть к какой-нибудь станции BTS, и мы отправились в неизвестность. По пути он рассказал, что едет с работы и часто таким образом приходится добираться домой, сначала на автобусе, потом на такси, что ему безразлична вся эта политика, но раздражает, что из-за протестующих осложнено и без того непростое дорожное движение в тайской столице. Вскоре меня высадили близ станции BTS, от денег отказались, и я довольный, что замаячил шанс успеть на автобус, бегом кинулся к поезду. Судя по карте, меня завезли еще дальше от конечной цели, но зато это BTS, ему не страшны пробки и демонстрации, значит, скоро я буду на уже знакомой станции близ рынка Chatuchak, откуда еще 20-30 минут, чтобы пройти 3 км до самого здания автобусного терминала. С меня семь потов сошло, пока я с рюкзаком бежал по ночным безлюдным улицам к северному автовокзалу, но я успел на последний рейс.
Купив билет за несколько сотен бат, я ожидал, что за такую цену для семичасовой поездки будет обычный потрепанный автобус. Какого же было мое удивление, когда это оказался шикарный двухэтажный автобус с огромными раскладывающимися сиденьями и пледом для каждого пассажира. О, Таиланд, что-что а автобусное сообщение у тебя на высоте. У меня оставалось еще время, чтобы перевести дух и поужинать в одной из многочисленных кафешек на вокзале. Цены здесь, конечно, выше чем в городе, но не настолько как было бы у нас. Рис с курицей здесь обойдется в 50-60 бат, а в городе будет стоить 40 бат. Приятным сюрпризом оказалось, что в стоимость билета включена тарелка горячей рисовой каши-супа через пару часов пути. Наполнив желудок и развалившись в кресле, я еду навстречу загадочной Мьянме, она же Бирма.