Утром за нами заехала машина. Нас оказалось всего шестеро, водитель и гид. Практически индивидуальная экскурсия на весь день всего за 20 баксов. По плану мы посетим оранжереи и кофейные плантации, местные деревеньки, ферму разведения кузнечиков и производства шелка, водопад и безумный дом CrazyHouse.
Первым пунктом программы стали цветочные оранжереи, разбросанные по холмам вокруг Далата. Город является одним из крупнейших производителей цветов во Вьетнаме. Ооо, как раз навоз подвезли.
После оранжерей дорога окончательно испортилась. Я долго размышлял, был ли организованный тур лучше (в смысле дешевле) самостоятельной поездки на байке. Увидев такую дорогу, я убедился, что выбери я самостоятельную поездку, обязательно случилось бы ЧП. Или как минимум, мы заблудились и не увидели бы всего того, что нам предстоит.
Эх, красная дорога, ностальгия по Камбодже. Пусть дорога убитая, зато какие панорамы! Да и индастриал пейзажи тоже ничего! Местные строители явно удивлены таким гостям.
Мы останавливаемся в одной из деревушек. Исконно в Далате обитала одна из малых народностей. Пришедшие вьетнамцы потеснили их и вынудили рассосаться по окрестным горам. С давних времен у них царит матриархат. Женщины зарабатывали, чтобы выйти замуж. Дама приходит свататься, отказать ей будет невежливо, поэтому жених назначает цену. Если девушка ему нравится, то цена будет меньше, например 5 быков. Если не симпатична – побольше, быков так 20-30. Но если уж женщина собрала калым, то парню не отвертеться. Правда, сейчас правительство такие браки запретило и они сошли на нет, остались лишь пятидесятилетние пары, поженившиеся много лет назад.
Мы заходим в один из заранее заготовленных домов. Нам показывают злобную обезьянку вместо сторожевой собаки, простоту устройства дома, мальчишку с кирпичами вместо игрушек.
Но мне больше всего запомнились костлявая бабулька, которая бойко, энергично колотит что-то в ступе и хозяин, что прислонившись к стене дома, прищурился с ироничной улыбкой на лице. Его жизнь проста и небогата, но в ней есть счастье и гармония, и он знает, в чем секрет. Когда я смотрю на него, то вспоминаю ту мысль, что проскользнула в голове тогда: «пусть моя старость будет такой».
Следом за деревней мы отправились на кофейные плантации. Здесь все рассчитано на туристов: в огромном свежепостроенном доме с видом на зеленые лоскуты плантаций можно купить кофе десятков сортов, понабрать сувениров и насладиться панорамой долины.
Но, кажется, не всех эта картина способна довести до улыбки. Этой красивой леди очень бы пошла роль злобной подружки главного анти-героя какого-нибудь боевика. А может она просто завидует этому песику, ведь ему сейчас делают вьетнамский массаж.
Далее мы направляемся на ферму кузнечиков. Этот азиатский «деликатес» выращивают в небольших загонах. Они огорожены полиэтиленовой пленкой а на дне накидана листва.
Вьетнамцы употребляют кузнечиков как семечки, долгими дождливыми вечерами играя в шахматы или карты. Ну что ж, мы тоже попробуем, макая жареных насекомых в соус. На вкус как прогоркшие семечки, но все же поприятней камбоджийских. Ничего вы не понимаете, бледнолицые.
Так, закусить закусили, а где же выпивка? Направляемся в следующий дом, где в сарае находится мини-завод по производству рисовой водки. По отзывам попробовавших, этот самогон – то еще пойло на вкус. Зато крепкий, горит красиво.
Но это так, бухло для деревенщины. Настоящие аристократы пьют настойки, которые делают из всего, что шевелится вокруг, но преимущественно змей и ящериц. Хотя мне попадалась и настойка из лапы медведя. Приятного аппетита и добро пожаловать на вьетнамскую кухню. А вы всё коньяк да коньяк.
Заключительным пунктом программы перед сытным обедом становится слоновий водопад (Elephant Waterfall) и расположенный возле него храм. Сам храм особо интереса не представляет.
Разве что смеющийся Будда (Laughing Buddha) не может оставить своих гостей без улыбки.
А вот и сам красавец Elephant Waterfall. Взглянув на него с вершины, спускаемся вниз. Добраться непросто, приходиться часто карабкаться и прыгать по камням. Но зрелище того стоит! Местные гиды знают куда идут, обулись в резиновые сапоги. Это мы, туристы, все в сланцах да кроссовках корячимся.
Сейчас сезон дождей, поэтому вода грязная и конечно картинка не такая радужная, как в интернете.
Мимо кофейных зерен, что сушатся прямо на автомобильной дороге, мы проходим в близлежащее кафе, где за дополнительную плату в $7 (75000 донг) получаем сытный обед с приятным пищеварению видом на пруд.
За десертом мы направляемся на шелковую фабрику. Бедных личинок варят заживо и разматывают на нити, а оставшиеся трупики, что были завернуты в этот кокон, съедают вместо чипсов. Мне наложили полную горсть вареных шелкопрядов, и, вернувшись в машину, я любовался видами за окном, пожевывая вьетнамский попкорн из личинок.
Следующий пункт был внеплановым. Гид предложила заехать по дороге в парк Prenn. Это популярное место для экскурсий из Муйне. Бедные русские туристы с ночевкой добираются сюда, устав от пляжного отдыха. Мы же заскочили осмотреться и покататься на слонах. Благо больше здесь ничего примечательного, ради чего стоит задержаться нет. Но не все так думают. Бедный вьетнамский парень, рубит бабло на фотосъемке и даже некогда сходить домой побриться. Оно и понятно, за ту цену, что он ломит за диск с фото, можно неделю тут жить.
Этот парк стал первым местом, где мне довелось покататься на слоне. Правда, не на самом слоне, а лишь в кабинке на его спине, но для начала сойдет. За 10-минутный круг почета отдали около $10 каждый. Трасса пролегает через грязь и склоны, словно специально обустроенные здесь. Все время кажется, что вот-вот слон оступится или поскользнётся, и свалишься вместе с ним в эту грязь, но гигантское животное удивительно искусно сохраняет баланс. Еще можно покататься на страусе. Один из наших соотечественников не прошел по весовой категории, но так желал покататься, что готов был заплатить пятикратную стоимость. Персонал был неумолим, но оно и понятно, если страус сломается под весом такого седока, то ущерб будет куда существенней выгоды.
Возвращаемся в Далат. Вот он, среди ровных и стройных вьетнамских домиков неприметно втиснулся известный далатский CrazyHouse, безумный дом, созданный дочерью крупного вьетнамского политического деятеля. Она отучилась в московском строительном вузе и это не прошло для нее бесследно. Вернувшись домой во Вьетнам, она спроектировала и построила дом своей мечты, нарушая все нормы и правила, кроме законов физики. Строила она его за свой счет (ну, допустим, поверили), затем, когда дом получил известность, он стал окупаться за счет входных билетов. Более того, эти комнаты можно забронировать как гостиницу. Да, это место, которое действительно стоит посетить, это история, которая действительно вдохновляет.
Я бы с удовольствием еще полазил по этим заковыристым переходам CrazyHouse, но минусом организованного тура является регламент. Следующим пунктом программы был старый французский железнодорожный вокзал. Место для истинных ценителей железной дороги и старых поездов. Я не такой, поэтому откровенно скучал.
Напоследок мы заехали в магазинчик, где можно было попробовать много разной всячины, при этом не обязательно покупать. Эй, ребята, не обязательно покупать, слышите? Эти европейцы уже побежали отовариваться. Для меня там тоже есть, что посмотреть. Например, забавные варианты перевода вьетнамцами этикеток на русский: чай сорта Улун (Oolong) у вьетнамцев сначала потерял одну букву О, а в русском варианте превратился в О-Давно чай.
Подводя итог сегодняшней поездки, скажу, что я не любитель и даже противник организованных туров. Но сегодняшняя экскурсия стоит каждого доллара, что мы отдали, и я доволен. Насыщенная интересная программа, уютная камерная обстановка из 6 человек, отсутствие навязанного шоппинга, занимающего половину времени поездки. Спасибо моей спутнице, что убедила меня не выеживаться с байком. Далат – ты лучше всех!
На следующий день с утра были куплены все необходимые сувениры, а уже поздно вечером Хошимин равнодушно встречал двух русских туристов, благодарящих небеса, что конечно остановкой автобусов из Далата является центр города и до гостиниц рукой подать. Завтра наши пути с Ириной разойдутся, она вернется в Россию, а я отправлюсь в Бангкок, получать визу Мьянмы.