воскресенье, 9 февраля 2014 г.

09-02-14 Bolaven Plateau: водопады Tad Lo и Tad Pasuam

Mapa-cataratas-Tad-HangПосле первого насыщенного дня тура по плато Болавен в Лаосе снова встать в 6 утра было невозможно. Но и валяться в кровати до 10 утра непозволительная роскошь, ведь нас сегодня еще ждут множество водопадов Лаоса. Например, Tad Lo - один из самых популярных курортов Лаоса для безделья. Это даже не один, а три водопада, расположенных непосредственно возле деревушки, где можно остановиться и легко найти жилье.

Около 8 часов мы с Trang еле отодрали себя от кровати и, меняя друг друга за рулем каждые полчаса, направились обратно в Pakse. Ехать вдвоем на мотоцикле безусловно удобнее и приятнее, пока один рулит, второй может вздремнуть или любоваться окрестностями. На участке пути от Sekong до водопада Tad Lo нет ничего интересного, лишь однообразные поля и деревушки. Разве что на одном из рынков, где мы остановились позавтракать, я купил несколько сувениров: традиционных лаосских плетеных плошек для липкого риса. Trang скоро возвращается домой в Ho Chi Minh и согласилась захватить с собой мои сувениры, чтобы мне не мотаться с ними по всей Азии.

Дорога Sekong обратно к Pakse, к счастью, оказалась на удивление неплохого качества и около полудня мы уже были неподалеку от поворота к деревушке близ водопада Tad Lo и его брата Tad Hang.

Водопад Tad Lo – одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Лаосе. Ближайшая деревушка стала настоящей меккой для западных бэкпэкеров. Как следствие, инфраструктура для самостоятельных путешествий в этом уголке Лаоса очень развита. Почти в каждом доме можно найти недорогое жилье. Еда же здесь, как и во всем Лаосе, дешевой не бывает. Лаосцы слишком ленивы даже для готовки и за привычный для Азии ценник в $1 напрягаться не будут.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0052Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0054Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0057
Удивительно, но при популярности этого места среди бэкпэкеров для посещения водопадов Tad Lo и Tad Hang не требуется платить за билет. Просто приезжаешь и гуляешь вместе с местными ребятишками, что весь день резвятся в воде. Все это вместе делает Tad Lo прекрасным местом, чтобы остановиться на пару дней. Даже за парковку здесь никто денег не берет. Прямо как глоток свежего воздуха в алчном Лаосе!
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0070Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0083
Прямо возле деревни находится водопад Tad Hang. Он представляет из себя множество уступов высотой несколько метров, поток воды силен даже в сухой сезон. Перед обрывом вода делится на множество потоков рельефом скал и довольно забавно прыгать по ним. Очень легко при этом поскользнуться и быть унесенным потоком и сброшенным вниз. Если крепко держаться, то можно подлезть непосредственно к краю, стоя в потоке воды и почувствовать себя капелькой, которая вот-вот упадет вниз. Непосредственно возле водопада находятся отели класса люкс, стоимость ночи в них порядка $50-$100.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0089Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Hang waterfall 140209_0091

Эх, такое искушение столкнуть отсюда кого-нибудь вниз…)))

Водопад Tad Hang очень приятный и красивый, потоки прозрачной воды смешиваются в белую пену. Водопады принято смотреть в сезон дождей, когда они полноводны. Но это не относится к Tad Hang. В сухой сезон он мил и чист, но в сезон дождей он превращается в грязного бешеного монстра с огромной силой.
Cataratas-Tad-HangCataratas-Tad-Hang-LaosTad-Hang-Tad-Lo

Tad Hang (Tad Lo) в сезон дождей

Если пройти километр в сторону от Tad Hang вверх по течению питающей его реки, то можно встретить непосредственно Tad Lo. Этот водопад гораздо больше своего младшего брата. Местные мальчишки, ловко прыгая по уступам, ловят с них рыбу. Вот такую рыбалку я понимаю, настоящая тихая охота, успокаивающая, медитативная.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo waterfall 140209_0143Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo waterfall 140209_0152Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo waterfall 140209_0160

Мы возвращаемся обратно к мотоциклу и направляемся к следующему водопаду, Tad Suong. Водопад Tad Suong находится в 10 км от Tad Lo. Он считается лучшим из трех водопадов, но только в сезон дождей. На Tad Suong можно забраться и насладиться великолепием зрелища падающей с отвесной стены воды. Припарковав байк, мы отправились искать подъем к водопаду. Местная детвора, увидев нас, с шумом и гоготом взялась нас сопровождать. Длинная процессия растянулась по узким дорожкам.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0195Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0207Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0203Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0206
Мы добрались до основания водопада Tad Suong, где огромные валуны были разбросаны в полнейшем беспорядке. Самого водопада практически не было видно, лишь отвесная стена, настолько тонкой струйкой он был в сезон дождей. Эта струйка, тем не менее, питала небольшую запруду, куда дети прыгали с камней высотой в несколько метров.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0221Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0223-001
Мы наблюдали за ними, поражаясь детской смелости и безрассудству. Что там под гладью воды? Какая глубина? Там внизу, в мутной воде, наверняка было множество камней и рядом с двухметровой глубиной можно было б встретить и камень, достающий до поверхности воды. Разумеется, дети знали здесь все места, знали куда можно и нельзя прыгать, чтоб не переломать ноги. А что если прыгнуть точно за ними следом? Моя идея, традиционно безрассудная, была поддержана Trang и она первой сиганула с утеса вводу.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0249Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0236Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0240
Раз уж даже она, мой контролер, удерживающая меня от безумных и беспечных авантюр и поступков, сделала это, то и мне можно. Запомнив место, куда прыгнул предыдущий ребенок, я оттолкнулся от скалы и попытался попасть точно в это место. Удачно! Вот это драйв.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0274Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0256-001Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0257-001
Конечно, до местных детей нам было далеко, они в прыжках выделывали поразительные кульбиты, даже прыгали в тандеме, держась друг за друга.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0244-001Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0225Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0245-001
Сделав перерыв на водные процедуры, мы продолжили путь к водопаду Tad Suong. Мы надеялись, что дети останутся купаться, но они тут же последовали за нами. Когда мы подошли близко к подножию скалы, выискивая глазами тропинку наверх, дети предложили нам показать ее за пару баксов. Юные вымогатели. Мы отказались, сказали, что сами найдем, и они обозленные ушли.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0276Laos Bolaven Plateau Tour Tad Lo Tad Suong waterfall 140209_0284
Но и мы в итоге на водопад не полезли. Trang начала переживать, что ребята из мести испортят нам мотоцикл: сломают двигатель, поцарапают, проколют колеса. Она засобиралась вслед за ними. Эта девушка часто говорит здравые вещи. Я не мог оставить ее одну, да и времени уже было не мало, а путь неблизкий. Если бы мы забрались, то увидели б примерно это.
tad-suong-laos
Но мы возвращаемся к байку оба. К счастью он цел, дети не стали (а может и не успели) делать нам гадости. Но не смотря на это, Trang была в восторге от этого места и с удовольствием задержалась бы здесь на пару дней, но столько времени у нас нет, надо ехать. Tad Lo на моей памяти был единственным местом в Лаосе, где бы она хотела остаться. Но как-нибудь в другой раз, Trang.

Вернувшись на трассу, мы продолжаем путь обратно в Pakse. Водопад Tad Pasuam находится как раз по пути от Tad Lo в Pakse и туда нельзя не заехать. Водопад Tad Pasuam – место довольно туристичное. Плакаты, торговцы – вся атрибутика туристической достопримечательности. Tad Pasuam представляет собой множество живописных водопадов, расположенных полукругом.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0285Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0289
Tad Pasuam - очень удобное место для селфи на водопадах.
Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0328Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0355Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0366Laos Bolaven Plateau Tour Tad Pasuam waterfall 140209_0393
В Pakse мы вернулись около 5 вечера и сразу отправились на автостанцию. Ведь если завтра я не уеду, то срок действия моей визы в Лаосе истечет и будет грустно иметь дело с иммиграционной службой. На той самой автостанции Pakse в одном из жилых домов, где якобы отправляют во Вьетнам, в этот раз уже были люди. Нам продали билеты и сказали что автобус во Вьетнам отправляется в 7 утра.

Довольные как лаосские слоны, мы нашли гестхаус неподалеку, чтобы завтра рано утром не топать с рюкзаками долго и не нанимать тук-тук. Забрали из отеля, где мы арендовали мотобайк, свои рюкзаки и перевезли их в этот гест. Вернули байки, обменяли остатки лаосских кип на доллары и пешком отправились в гест.

Завтра нам предстоит дорога во Вьетнам. Моя вьетнамская подруга очень выручала меня не раз в путешествии по Лаосу, т.к. многие лаосцы знают вьетнамский или являются этническими вьетнамцами. Теперь же, надеюсь, ей удастся достойно показать свой родной Вьетнам.