пятница, 29 марта 2013 г.

29-03-13 Гвалиор

В 10 часов мой приятель Гови зашел за мной в гостиницу. Я предполагал, что мы просто поедем вместе на темпо (так там называют рикши-маршрутки, если наша газель микроавтобус, то это был бы наноавтобус). Но оказалось, что он, как конкретный пацан, приехал на байке. С ветерком домчались прямо в форт. По дороге узнаю, что он сын военного офицера среднего звания с окладом 70000 рупий, сам не прочь стать военным, но не получается стать физподготовку (бег). Вот три года назад они переехали в Гвалиор, поближе к месту службы отца. Теперь понятно, почему в отличие от ребят в Бунди, он не боится показываться со мной на публике, потому что если что – отмажут.

Форт в Гвалиоре – самый большой в Индии, но почему-то не является большой туристической достопримечательностью. Словно вырезанный из скалы, он впечатляет, территория внутри огромна, но ничем не примечательна, дороги, там огороженные проволокой дикие полянки. Когда мы приехали, там было полно киношников, снимали очередной индийский хит. Царила суета, суматоха, все куда-то бегали, что-то двигали с места на место. Удивляет, что они дают на это свободно смотреть и не выгоняют никого, никак не ограничивают для себя площадку, туристы шатаются вдоль и поперек вперемешку со съемочной группой.

Билет стоит 100 рупий, единый для всех достопримечательностей. Прошли во дворец, внутри очень мало света, почти нет или вообще нет окон, от этого все выглядит устрашающе и мистически. Один раз даже вообще отрубилось освещение и все погрузилось в кромешную тьму. Гови водил по залам и показывал, что к чему. Но делал это быстро и спешно, я не успел сказать «А», как мы уже вышли из здания. Даже фото не успел сделать. Ладно, в другой раз надо все-таки идти одному.

Следом осмотрели храм, расположенный на территории форта. Но тем не менее атмосфера суеты не давала возможности сосредоточиться. Но все же чувствовался индивидуальный стиль и манера обработки камня. Вид на город с форта открывается изумительный, 1200 тыс жителей, которые живут в 2-3 этажных домах, родной Воронеж – кажется игрушечным по сравнению. На выезде из форта выдолбленные в скале гигантские статуи, напоминающие статую Будды, взорванную талибами, но конечно меньших размеров.

Затем Гови отвозит меня домой в гостиницу. Что-то как-то быстро, завтра надо еще раз сходить самому. В Бунди ребята работали во дворце и поэтому им торопиться было некуда. В этом я просчитался. Ну ладно, попрощались, он уехал, а я пошел пообедать да бананами разжиться. Накупив самос да сладостей, на выходе из лавки вижу снова Гови. Ты что тут делаешь? Да вот домой уже еду. Хочешь ко мне в гости? А почему б нет. Так прямо с пирожками и сажусь на байк, едем к нему домой. Знакомлюсь с отцом и братьями. Старший из них учится в полицейской академии, сейчас готовится сдать экзамен и станет офицером. Вот такая семья индийских силовиков. Чтобы не утомлять своим присутствием отправляемся шататься по окрестностям. Пейзажи напоминают типичную русскую деревню: разбитые дороги, частные дома по обеим сторонам, часть из них недостроена, часть развалена, множество пятен коровьих радостей.

Разговариваем о том, почему в Индии так много людей, выясняю, что презервативы в городе миллионнике Гвалиоре появились всего год назад. Как люди жили до этого не понимаю, в СССР и то производили, славяне из бычьего пузыря мастерили. Но и появившись в продаже, стоит это изделие 10 рупий за штуку – цена скромного завтрака, не каждый может себе позволить. Разговор заходит и о выборе будущей профессии, и так как Индия полна программистами, предлагаю ему эту дорожку. Выясняется, что за годы обучения в школе, кроме как включить компьютер и зайти в Фэйсбук он ничего не умеет. Мдаааа. А почему б не заняться благородным делом и не показать ему, в чем состоит работа разработчика ПО, словом, сажусь делать еще одного индусского программиста. Сначала пытаюсь объяснить основы алгоритмизации на простейших примерах, вспоминая их из курса информатики 5-7-го класса. Когда вижу, что он вроде понял, открываю на ноутбуке MS Visual Studio и показываю, как работают программы изнутри: что такое операторы, процедуры. Здесь он уже виснет. И в моменты стопора порывается все бросить и открыть Фэйсбук. Конечно, проще всего листать картинки, лайкать да писать девчонкам, а работать Пушкин будет? Наконец, решаю, что хватит играть в учителя и мучить человека, показать показал, а там пусть сам выбирает.

Показывает мне Гови и свой будущий дом, находящийся пока на стадии фундамента. Они не вкладывались в ремонт их нынешнего дома потому, что строят собственный новый. В Индии очень дорогая земля и относительно недорогая стоимость строительства: участок около 100 кв.м. они купили за $50000 и в такую же сумму им обойдется строительство 2-х этажного дома на нем. Район, где находится как их нынешний дом, так и строящийся, почти полностью заселен военными и полицией. Так что это довольно спокойное и тихое место.

Вскоре вернулся брат и меня повезли на показы. Меня перевозят из дома в дом по родственникам и друзьям, демонстрируя как достопримечательность, трофей, сувенир. Меня это ничуть не коробит и не задевает, я радуюсь возможности посмотреть жизнь и быт людей. Я понимаю, что для них живой иностранец, с которым можно поговорить и пощупать – диковинка, ведь туристы в основном хотят стайками, выбежали из автобуса, пофотографировали, послушали гида, погрузились и уехали. Поэтому всем доброжелательно улыбаюсь, рассказываю, как мне тут нравится в Индии и Гвалиоре, демонстрирую свои скудные знания хинди, жму руки, обнимаюсь, фотографируюсь. Это так пародийно напоминает программу пребывания в провинциальном городе какой-нибудь заезжей звезды. И так снова и снова, из дома в дом. Вспоминается детское «Ух ты, дай посмотреть», только сейчас оно дополняется «Ага, сейчас привезу». Зато в каждом доме угощают любимой масалой и разными вкусняшками. Надегустировался от души. Особенно бурю эмоций вызвало блюдо, которое я уже регулярно кушал на полдник во время медитаций в Непале, но так и не узнал что это. И вот мы снова встретились. Давай наконец знакомиться, меня зовут Женя, а тебя? А меня Holy Nam ke en. Эту закуску, напоминающую по вкусу попкорн, готовят как раз для праздника Холи. Тааак, рецепт в студию:

500 гр риса в виде горошинок, 50 гр арахиса, 50 гр загадочной штуки под названием sabudana. Варим все ингредиенты по отдельности, жарим (ок 20 мин) их вместе на масле, соль-перец по вкусу. Выглядит все подозрительно просто.

Еще очень понравились чипсы, настоящие натуральные чипсы, без всяких усилителей вкуса и прочих химикатов. От них прямо веет картофелем. Специи можно добавлять самому по вкусу, макая чипсину в ту или иную тарелочку.

Из родственников мне очень понравился старичок один, в 70 лет, настолько бойкий и жизнерадостный, что рядом с ним даже я чувствовал себе моложе. Дома людей совершенно разные по состоянию, кто-то ограничивается ремонтом, аналогичным нашему «черновая отделка» (бетонный пол без стяжки, штукатурка на стенах, плиты на потолке), кто-то красит стены, потолок, украшает лепниной, кондиционер в доме – вообще роскошь. Но в целом, конечно, впечатление, что для этих людей ремонт – не главное в жизни и им все равно, где жить.

Слух обо мне к концу дня уже расползся по городу и ребятам начинают названивать на телефоны неизвестные лица, просить дать мне трубку, расспрашивать, откуда я их знаю, и рекламировать себя в качестве гидов. После пары таких звонков, Гови просит меня всем говорить, что мы знакомы уже год через интернет, а сейчас я приехал к ним в гости по приглашению. Это опять же необходимо, чтобы не было обвинений в незаконном предпринимательстве и работе гидом. Часто затем эту же историю он рассказывает и родственникам, что для меня странно.

Наконец, меня везут на еще одну достопримечательность: местный парк и действующий храм. Парк – одно из немногих мест, где парочки могут обжиматься, своего рода аналог столичного Lodhi Garden. Храм, выполненный из красного камня, очень эффектно смотрится в лучах заката, но ничего грандиозного не увидел – уже привык к ним.

На выходе из парка Гови делает предложение: а не остаться ли тебе, приятель, у нас жить? Хохохо, конеееечно. Забираем мои вещи из гостиницы, и располагаюсь в комнате ребят. Сбегаются соседи поручкаться. Всё же немного это начинает уже утомлять.

Наступил вечер, берем еще один мотоцикл и едем кататься по ночному городу, останавливаясь по дороге на разных пятачках, где тусуются те или иные кореша. Гови меня инструктирует: этих людей мы мало знаем, с ними не обнимайся, только рукопожатие. Весь день он не расстаётся с моей камерой, очевидно, что он проникся дорогой игрушкой и с удовольствием фотографирует все происходящее вокруг, даже забрав камеру, убегает пару раз поснимать в семьи своих друзей.

Вернувшись домой, ужинаю. После того, как я нормально пережил местную воду в ресторане Коты, я уже довольно часто спокойно пью ее снова и снова, пока везет выходить сухим из этой индийской воды. Хотя вкус у нее, как правило, ужасный, напоминает нашу водопроводную до кипячения: коктейль из химических элементов и их соединений.

Готовлюсь ко сну, в соседней комнате брат хозяина дома в позе лотоса читает что-то на распев на санскрите. Скоро полночь, улегся в кровать, мне отдали большую кровать Гови, сам он ютится рядом на небольшой кровати вместе с братом. Все мои настойчивые предложения, чтоб он не загонялся и ложился рядом или хотя бы забрали себе с братом эту большую, а ту отдали мне, не возымели действия. Зато рядом со мной неожиданно пристраивается глава семейства, он определенно пьян. Спрашивает у меня какую-то ерунду, что-то бормочет о себе, его английский понять невозможно, поэтому сын переводит на более понятный мне английский. Жалуется, что его хотят сделать директором школы, а он отказывается. На вопрос почему, отвечает, что дети не дисциплинированные, а когда нет дисциплины, то возникают проблемы. Иллюстрируя свои слова, он задирает майку и показывает свои шрамы, его тело со всех сторон прошито следами от пулевых ранений на границе с Пакистаном. Порядка 10 штук. Я в шоке. Не знаю, уместно ли назвать его везунчиком, что он выжил при этом, или все же невезунчиком, что вообще столько получил, но однозначно достойно уважения, что он продолжает службу и готовит для нее своих сыновей. И однозначно я не могу теперь сердиться на него за такое странное поведение, что поздним вечером жена за ногу пытается вытащить его пьяного из постели гостя, показывая на часы и очевидно указывая, что мне надо спать. По словам сына, он часто напивается, а стоящий рядом с моей кроватью пустой ящик из-под виски это наглядно иллюстрирует.

Это был длинный и насыщенный день. Наконец-то наступает длинный и насыщенный сон.

Каталог блогов Blogolist Каталог блогов