В первый день мы осмотрели основные храмы Ангкора. Сегодня уже по отработанной схеме мы направляемся встречать рассвет в Ангкор Ват. Но в этот день боги Ангкора оказались сердиты и затянули небо серыми облаками. Порой они невыносимые капризули.
Не теряя времени, направляемся на холм Phnom Bakheng, куда нас не пустили вчера встречать закат. Сразу после рассвета на Phnom Bakheng пусто. Храм Phnom Bakheng был построен в IX веке, за 2 века до Ангкор Вата, верхушка которого видна отсюда. Вид с Phnom Bakheng, наряду в Ta Prohm, был показан в Ларе Крофт через ее бинокль.
Проехав через весь Angkor Thom, останавливаемся у северных ворот, только сейчас заметив, что они сделаны так, будто проезжаешь под брюхом слона. Со времен детства не получал такого удовольствия от лазания по заборам.
В километре от северных ворот Angkor Thom находится храм Preah Khan. О храме известно немного. Французские исследователи предполагают, что он был построен в XI веке и был королевской резиденцией. Preah Khan занимает территорию в 5 кв.км, ориентирован на северо-восток и имеет четыре концентрические ограждения. Он снабжался водой из большого резервуара (барая) в восточной части комплекса. В сезон дождей это водохранилище заполняется под крышу и до храма часто не добраться.
Свод крыши представляет собой пирамиду из камней с пустым основанием, опирающимся на несущие балки. Каждый следующий уровень чуть сдвинут от предыдущего и, кажется, вот-вот рухнет. Поразительно, как древним инженерам удалось соблюсти такой баланс, что сооружение сохранилось до наших дней, пусть и не везде.
На другом конце Preah Khan находится пирс. Так и хочется представить, как сюда прибывали заморские гости на кораблях, но это всего лишь озеро, пусть большое и искусственное. Поэтому кроме как для водных прогулок не использовалось. Продолжая путь в глубь леса, мы утыкаемся в явно не древнее кхмерское сооружение. Плотина с мощным потоком стала нашей столовой для обеденного перерыва.
Вернувшись на большую дорогу, добираемся до следующего храма, Neak Pean. Это небольшой буддийский храм на круглом острове в центре барая (водохранилища) близ Preah Khan, необычный маленький памятник с крестообразным расположением водоемов с башней святилища на круглом острове в середине. Четыре соединённых бассейна символизируют четыре стихии: Воду, Землю, Огонь и Ветер. Считалось, что прохождение через эти бассейны способствовало достижению баланса между элементами в организме, и, тем самым, — исцелению от болезней. В середине центрального бассейна расположен круглый остров, на котором находится небольшой прасат (храм). Два нага опоясывают основание круглого острова от чего он и получил название Ник Пин, что означает «свёрнутые змеи». Их головы расходятся на востоке, чтобы дать проход на восток, и выполнены в стиле головы короля змеев Мукалинды, который защитил Будду в медитации, когда надвигалась гроза. Непосредственно к Neak Pean не подойти, приходиться приглядываться из-за далека, поэтому впечатление так себе.
Продолжая движение по длинной дороге, которой, кажется, нет конца, начинаем скучать. Храмов нет и не предвидится. Приходится довольствоваться парой небольших безымянных храмов. Храмы эти сами по себе не примечательны, но зато там обитают вот такие местные жители.
В итоге мы добираемся до дальнего храма Ta Som. Сам по себе он тоже ничем не примечателен, разве что еще одно содружество дерева и камня. Храм Ta Som запомнился крошечной кхмерской девочкой, она со скучающим выражением лица буднично расспрашивала людей откуда они и на их языке предлагала что-то купить: по-немецки, по-французски, по-китайски. Когда дошел черед до Чена, он честно ответил, что родом из Тайваня, и с хитрой улыбкой поглядел на девочку. Каково же было его удивление и широки глаза, когда она заговорила с ним на другом языке. Он что-то ответил ей и она отошла, затем Чен повернулся ко мне и произнес: «Она говорила на почти идеальном тайваньском, не китайском, а именно тайваньском диалекте». Это к вопросу о том, что люди имеют способности независимо от своего происхождения.
Но время движется к закату и, вскочив на своих железных коней, мы мчимся обратно к Phnom Bakheng, чтобы хотя бы в этот раз успеть взобраться для встречи заката. У подножия холма нас пропустили и мы радостные поднялись к основанию храма, где встали с разинутыми ртами, увидев очередь желающих взобраться на вершину. Ограничение числа людей на храме было необходимо для его сохранения, древние камни не выдержат толпы одновременно. Сотрудники Ангкора стояли возле лестницы к храму и пропускали группами: 30 человек вышли с другой стороны, значит 30 можно запустить. Прикинув, что так до заката мы не успеем, я оставил Чена сторожить наше место в очереди, а сам, набравшись наглости, полез пробиваться без очереди. К счастью, народ оказался гораздо вежливей меня и никто не возмутился, так мы с Ченом втерлись и проскочили наверх в потоке. Закат на Phnom Bakheng, честно признаться, оказался для меня разочарованием. Солнце село высоко в облаках без каких-либо переливов красок. Если б за такое шоу нам пришлось бы еще и отстоять всю очередь, я был бы очень расстроен. А так – не жалко.
Но тем не менее, подводя итог дню, я с сожалением признаю, что он не был ярким и насыщенным. Посещенные сегодня храмы Ангкора вряд ли оставят след в памяти. Но у завтрашнего дня есть шанс исправить положение. Посовещавшись с Ченом, мы решили арендовать повозку и съездить к дальним уголкам Ангкора. Послезавтра я уезжаю в Кампот и разделить стоимость поездки на двоих – было бы логичным решением. В своем отеле мы сторговались за $25 на двоих за весь день.
Не теряя времени, направляемся на холм Phnom Bakheng, куда нас не пустили вчера встречать закат. Сразу после рассвета на Phnom Bakheng пусто. Храм Phnom Bakheng был построен в IX веке, за 2 века до Ангкор Вата, верхушка которого видна отсюда. Вид с Phnom Bakheng, наряду в Ta Prohm, был показан в Ларе Крофт через ее бинокль.
Проехав через весь Angkor Thom, останавливаемся у северных ворот, только сейчас заметив, что они сделаны так, будто проезжаешь под брюхом слона. Со времен детства не получал такого удовольствия от лазания по заборам.
В километре от северных ворот Angkor Thom находится храм Preah Khan. О храме известно немного. Французские исследователи предполагают, что он был построен в XI веке и был королевской резиденцией. Preah Khan занимает территорию в 5 кв.км, ориентирован на северо-восток и имеет четыре концентрические ограждения. Он снабжался водой из большого резервуара (барая) в восточной части комплекса. В сезон дождей это водохранилище заполняется под крышу и до храма часто не добраться.
Свод крыши представляет собой пирамиду из камней с пустым основанием, опирающимся на несущие балки. Каждый следующий уровень чуть сдвинут от предыдущего и, кажется, вот-вот рухнет. Поразительно, как древним инженерам удалось соблюсти такой баланс, что сооружение сохранилось до наших дней, пусть и не везде.
На другом конце Preah Khan находится пирс. Так и хочется представить, как сюда прибывали заморские гости на кораблях, но это всего лишь озеро, пусть большое и искусственное. Поэтому кроме как для водных прогулок не использовалось. Продолжая путь в глубь леса, мы утыкаемся в явно не древнее кхмерское сооружение. Плотина с мощным потоком стала нашей столовой для обеденного перерыва.
Вернувшись на большую дорогу, добираемся до следующего храма, Neak Pean. Это небольшой буддийский храм на круглом острове в центре барая (водохранилища) близ Preah Khan, необычный маленький памятник с крестообразным расположением водоемов с башней святилища на круглом острове в середине. Четыре соединённых бассейна символизируют четыре стихии: Воду, Землю, Огонь и Ветер. Считалось, что прохождение через эти бассейны способствовало достижению баланса между элементами в организме, и, тем самым, — исцелению от болезней. В середине центрального бассейна расположен круглый остров, на котором находится небольшой прасат (храм). Два нага опоясывают основание круглого острова от чего он и получил название Ник Пин, что означает «свёрнутые змеи». Их головы расходятся на востоке, чтобы дать проход на восток, и выполнены в стиле головы короля змеев Мукалинды, который защитил Будду в медитации, когда надвигалась гроза. Непосредственно к Neak Pean не подойти, приходиться приглядываться из-за далека, поэтому впечатление так себе.
Продолжая движение по длинной дороге, которой, кажется, нет конца, начинаем скучать. Храмов нет и не предвидится. Приходится довольствоваться парой небольших безымянных храмов. Храмы эти сами по себе не примечательны, но зато там обитают вот такие местные жители.
В итоге мы добираемся до дальнего храма Ta Som. Сам по себе он тоже ничем не примечателен, разве что еще одно содружество дерева и камня. Храм Ta Som запомнился крошечной кхмерской девочкой, она со скучающим выражением лица буднично расспрашивала людей откуда они и на их языке предлагала что-то купить: по-немецки, по-французски, по-китайски. Когда дошел черед до Чена, он честно ответил, что родом из Тайваня, и с хитрой улыбкой поглядел на девочку. Каково же было его удивление и широки глаза, когда она заговорила с ним на другом языке. Он что-то ответил ей и она отошла, затем Чен повернулся ко мне и произнес: «Она говорила на почти идеальном тайваньском, не китайском, а именно тайваньском диалекте». Это к вопросу о том, что люди имеют способности независимо от своего происхождения.
Но время движется к закату и, вскочив на своих железных коней, мы мчимся обратно к Phnom Bakheng, чтобы хотя бы в этот раз успеть взобраться для встречи заката. У подножия холма нас пропустили и мы радостные поднялись к основанию храма, где встали с разинутыми ртами, увидев очередь желающих взобраться на вершину. Ограничение числа людей на храме было необходимо для его сохранения, древние камни не выдержат толпы одновременно. Сотрудники Ангкора стояли возле лестницы к храму и пропускали группами: 30 человек вышли с другой стороны, значит 30 можно запустить. Прикинув, что так до заката мы не успеем, я оставил Чена сторожить наше место в очереди, а сам, набравшись наглости, полез пробиваться без очереди. К счастью, народ оказался гораздо вежливей меня и никто не возмутился, так мы с Ченом втерлись и проскочили наверх в потоке. Закат на Phnom Bakheng, честно признаться, оказался для меня разочарованием. Солнце село высоко в облаках без каких-либо переливов красок. Если б за такое шоу нам пришлось бы еще и отстоять всю очередь, я был бы очень расстроен. А так – не жалко.
Но тем не менее, подводя итог дню, я с сожалением признаю, что он не был ярким и насыщенным. Посещенные сегодня храмы Ангкора вряд ли оставят след в памяти. Но у завтрашнего дня есть шанс исправить положение. Посовещавшись с Ченом, мы решили арендовать повозку и съездить к дальним уголкам Ангкора. Послезавтра я уезжаю в Кампот и разделить стоимость поездки на двоих – было бы логичным решением. В своем отеле мы сторговались за $25 на двоих за весь день.