пятница, 6 декабря 2013 г.

06-12-13 Треккинг в Kyaukme. День 1/3

Сегодня первый день моего трека по горам Мьянмы в окрестностях города Kyaukme. Сколько искал в интернете, так и не удалось найти отзывы тех, кто ходил там самостоятельно без гидов. Ну, значит, я буду первым или около того. В моем распоряжении лишь схематическая карта, нарисованная от руки одним из гидов и оставленная каким-то добрым человеком в сети.

Маршрута нет, буду смотреть походу. Главное не уходить сильно на северо-восток в район Namshan, где с давних пор неспокойно: здесь проживает Shan, вторая по численности народность страны, которая долго время боролась за независимость и получила широкие права автономии. Но местные радикальные сепаратисты на этом не остановились, продолжают выращивать наркоту и за этот счет кормятся и наводят смуту, словом, местная Чечня. Правительство с Мьянмы иногда заключает с ними мир и эту зону открывают для иностранцев, но, как меня предупредили позавчера, сейчас не такой светлый день. А в остальном вполне можно ходить самому, ночевать и кушать у местных. В Мьянме вроде как есть еще разделение на гостиницы, где можно и нельзя останавливаться иностранцам, но частных домов в глубинке это не очень касается, уж если с гидами так можно, то почему и без них нельзя.

Договорившись с отелем, что мой рюкзак у них полежит несколько дней и, в отличие, от Mr Kid Guesthouse бесплатно, выхожу к поезду, который прибывает в 09:25. В дверях меня останавливает кореец и просит подсказать, куда здесь можно сходить. Я на ходу ему рассказываю про свой вчерашний поход в Pan Cam и отдаю схему, начерченную в Mr Kid Guesthouse. Попутно выясняется, что он тоже собирается через пару дней в трекинг в район Kyaukme и предлагает присоединиться. Я не возражаю, предупредив, что иду без гида и маршрута не знаю. Т.к. поезд уже пришел и скоро будет отправление, кореец пулей убегает в гестхаус, чтобы выписаться и забрать вещи. Я нахожу свое место в дешевом общем вагоне и оглядываюсь по сторонам, наблюдая за суетой местных: ребенок, нашедший окурок и спрятавший его за спиной от родителей, которых рядом нет и в помине, торговцы с подносами и фруктами, местные жители со скрабом и урожаем фруктов и овощей.Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0195Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0198Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0199

Буквально за пару минут до отправления появляется кореец весь в мыле с обоими рюкзаками наперевес. Хех, я ж объяснил ему, что лучше оставить большой рюкзак в гестхаусе и идти налегке, чем он слушал.

Билеты на поезд иностранцам продают только за доллары, полуторачасовая поездка до Kyaukme обойдется в $1, все это еще и упаковано в толстый слой бюрократии и бумажек. Но работники станции идут на встречу и для опоздавшего корейца оформляют все максимально быстро, мы успеваем сесть в поезд. Местные угощают нас десятком апельсинов, может просто так, а может потому что я помог им собрать рассыпавшиеся.

Поезд изнутри представляет обычную нашу электричку.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0201Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0203Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0209
Мы мчимся по одноколейной полосе, за окном проносятся приятные виды, в само окно, как это часто бывает, можно спокойно высовываться, ловя встречный ветер и уворачиваясь от веток и кустов, растущих непосредственно возле ж/д полотна. Свобода! Сам вагон сильно трясет и раскачивает из стороны в сторону, что кажется, будто находишься не в поезде, а на лодке, и мимо прошел другой катер и создал большую волну. Угол наклона порой достигает 30 градусов. Приятное ощущение. Знакомлюсь с корейцем-попутчиком, его зовут Тиан и он занимается продажей косметики в Таиланде. Ему 38 лет, хотя выглядит моим сверстником, у некоторых народов возраст вообще нереально определить.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0211Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0210Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0217Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0220

На соседнем сиденье мужичок, очень похожий на индуса, но категорически отрицающий это. Всю дорогу он пытается нас угостить пивом, приходится стойко отбиваться.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0206

Через полтора часа по расписанию прибываем в Kyaukme. Оглянувшись по сторонам, замечаю пластиковый стул, прикрепленный снаружи к окну локомотива. Видно, это специальное «воспитательное» место для зайцев.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0221Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0223

Обычный городок, немного навевает воспоминания об Индии.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0225

Находим единственный в городе гестхауз, чтобы оставить там рюкзак Тиана. Цена за комнату оказалась та, что указана в интернете, $12 за double. Персонал отеля, узнав, что у нас нет гида, начал было грузить, что так нельзя. Пришлось соврать, что найдем сами в городе, чтоб отстали.

Во время обеда, взглянув на карту, я примерно прокладываю маршрут через горы, с расчетом выйти через 2-3 дня на большую дорогу, где поймать транспорт и вернуться в Kyaukme. Тиан счастлив, что у меня, оказывается, есть карта, пусть и рукописная.

Уточнив в ресторане направление к первому населенному пункту, Kyoung, выходим. На часах 12:30.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0226Добравшись до деревушки, не можем не пройти мимо школы. По сравнению со школой, где был вчера, она гораздо крупнее, но все классы, тем не менее, занимаются в одном помещении, разделенном плетеными перегородками. На одной из досок замечаю знакомые буквы, как раз идет урок английского.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0227Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0228Напротив школы госпиталь, неподалеку безлюдный монастырь.

Идем дальше и незаметно оказываемся в следующем поселке, Ha Po.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0229Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0230

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0231Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0237Отдохнув немного и смягчив жару презентованными апельсинами, продолжаем путь теперь уже к поселку QSaw 1. Но ушли мы недалеко, встав на развилке. Людей рядом нет, чтобы уточнить дорогу, но вдалеке слышится шум мотора. Через несколько минут появляется самодельное передвижное устройство с кузовом. Водитель подсказывает дорогу и любезно соглашается нас туда подкинуть, ему как раз по пути. Тарантайка кряхтя и усердно выбрасывая выхлопы, тащит нас по раздолбанной дороге, качаясь и подпрыгивая. Приходится крепко держаться, чтобы не вылететь из кузова. Но несмотря на это, стараюсь достать камеру и сделать пару кадров.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0235Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0238

На полпути водитель останавливается и просит нас на выход, дальше пешком. Спросив откуда мы, он сообщает, что сам из Индии и очень обрадовался, когда я продемонстрировал свои скромные познания хинди.

Продолжаем путь. Встречая развилки, уточняем дорогу у местных или играем в следопытов, рассматривая следы, мусор вдоль дороги и пытаясь определить, какая из них более используемая. Либо просто идем по указанию интуиции.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0239Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0240

В поселке QSaw 1, где проживает народность Palaung, их отличают нарядные одежды у женщин преимущественно синего и бордового цветов. Не могу пройти мимо очередного монастыря, на этот раз он не пустой, в нем много мальчишек. Вместе с ними там живет старушка с потрясающим узором морщин на лице. Обожаю азиатских детей и стариков, они настолько самобытны и непосредственны. Особенно дети, даже будучи монахами они остаются детьми и любят попроказничать и покривляться.

Старушка угощает нас чаем и мы уходим.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_025220000101_112205Не успели пройти и пары сотен метров, как встречаем женщину, несущую на коромысле два ведра воды. Я предлагаю Тиану помочь ей, но он отказывается, не понимая зачем. Отбираю у нее ведра и прошу показать дорогу. Тиан ворчит. Ведра довольно тяжелые, но я об этом скоро забываю, т.к. основной сложностью является сохранение равновесия. Очень сложно не расплескать воду, идя с коромыслом в горку по разбитой дороге. Но довольно интересно. Преклоняюсь перед женщинами всего мира, таскающими эти тяжести на себе. Дойдя до дома я возвращаю ведра, т.к. поднимаясь по ступенькам уже точно расплескаю.

Возвращаясь к дороге, объясняю Тиану то, что год назад показывал мне Давид из Чехии во время путешествия по Непалу: люди часто бескорыстно помогают тебе в пути и надо быть внимательным к ним, к их нуждам и стараться отвечать взаимностью. Пусть даже в их повседневных мелочах, там, где они прекрасно справятся и без нас. Нас сегодня бесплатно подвезли и угостили чаем, почему бы не передать эту эстафету добрых дел.

На том же самом месте, где мы встретили женщину с ведрами, мы снова встречаем женщину, на этот раз несущую на себе пару бревен. Тиан с умоляющим взглядом посмотрел на меня. Хорошо-хорошо, всем не поможешь, у нас действительно осталось не так много времени до заката, а мы не знаем точно, сколько еще идти.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0254Добираемся до QSaw 2. Только сейчас замечаю, что у многих домов ворота сделаны в виде нескольких стволов бамбука, задвигающихся через отверстия в столбах. Жестами показываем, что нам бы поспать и поесть. Нам указывают, что ищите дальше. Спустя пару домов, паренек во дворе согласно кивает и даже приветствует нас по-английски. «О, ты говоришь по-английски?» - не скрывая радости, спрашиваю у него. «Да, немного» - отвечает он и мы облегченно выдыхаем, значит будет легче договориться. «Нам нужен ночлег, ужин и завтрак. Сколько это стоит?» - спрашиваю у него. «Все бесплатно» - снова поражает нас парень. «Вот это гостеприимство» - думаю я. Понятно, что от нас все же ожидают оплаты, но по принципу благодарности, а не сделки, так сказать «кто сколько может» и это очень импонирует.

Мы знакомимся. В доме только отец, я сразу отметил, что, несмотря на свой 16-летний юный возраст, парень уже сам решает, кого приглашать в дом на постой, не советуясь с отцом. Да и вообще по наблюдению за этой семьей, у меня в итоге сложилось впечатление, что паренек и есть главный в доме.

Тем временем он приглашает нас прогуляться по деревне и ведет в монастырь, находящийся на пригорке. Множество ребят монахов, прильнув к окнам, с интересом наблюдают пришельцев. В одном из окон показался и их старший, серьезный парень с палкой. Подождав пару минут, пока ребята удовлетворят любопытство, он их отогнал от окон и они, видимо, вернулись к своим занятиям.

Мы обходим вокруг монастыря.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0268Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0271Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0273Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0281
На крыльце общаются настоятель, укутавшийся в яркие буддийские одежды, и маленькая девочка. В этом человеке чувствуется столько мудрости, спокойствия, позитива, как и положено быть в Учителе. И это ощущаю не только я, но и девочка.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0284Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0287Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0290

Мы проходим внутрь. Почти в кромешной тьме множество мальчишек сидят в ряд, вдоль которого ходит старший с палкой. Выглядит несколько устрашающе и напоминает исправительную колонию. Но вот время вышло и мальчишки резво разбегаются. На кадрах в их ярких одежда, размытых в полутьме, чувствуется что-то мистическое. Но это по-прежнему обычные проказники-дети.

Возвращаемся обратно.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0303Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0304Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0307
Проходим мимо дома, где из окон выглядывают старушки, чинно распивающие чай.
Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0308Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0311

У входа стоит небольшой столик, заставленный едой. Около него выстроились в ряд более молодые поколения местных дам.Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0317Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0319

«Здесь что-то отмечают?» - интересуемся у гида. «Недавно отец хозяина дома умер». Никак не привыкну, что к смерти в Азии обычно относятся спокойно, без трагизма. Нас приглашают внутрь, мы отказываемся, но они настойчивы. Поднимаемся на второй этаж. Там, рассевшись по разным сторонам дома, сидят и пьют чай старики и старухи.Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0320

«А почему они сидят отдельно?» - интересуемся мы. «У палаунгов не принято, чтоб мужчина и женщина ели за одним столом» - отвечает наш приятель и добавляет – «На эту часть церемонии приглашаются только старики, они провожают умершего». И действительно, вокруг нас только те, кому за… Для нас же, очевидно, сделали исключение.

Несколько молодых девушек приносят нам еду. Все с любопытством и доброжелательностью смотрят на нас. Мы кивком благодарим их и шепотом беседуем с нашим сопровождающим. Английский он выучил во время 6-летнего пребывания в школе при монастыре в Мандалае. Со слов работника отеля в Bago, я помню, что это одна из крупнейших и лучших школ в Мьянме, наряду с самим Bago.

Но все же уровня английского нашему собеседнику не хватает, чтобы понять наши вопросы о традициях его народности в части межполового общения и создания семьи.

Среди стариков пускают чашу с пожертвованиями, мы просим нам тоже ее подать, несмотря на сопротивление нашего гида, уверяющего, что все бесплатно.

После сытного и вкусного ужина, я еле могу встать и чуть не падаю, т.к. ноги онемели от долгого сидения, чем вызываю улыбки на лицах окружающих. Цирк на похоронах. Такая вот Азия.

Myanmar Burma Kyaukme trekking 131206_0325Возвращаемся в приютивший нас дом. Нам постелили пару одеял на кровати на 1-м этаже, сами хозяева спят на втором. Мама парнишки так и не появилась и я не рискую спросить почему, т.к., возможно, она умерла. Но само собой выясняется, что она уехала в Lashio продавать чай и я успокаиваюсь.

В отличие от окрестностей Hsipaw, где чай посчитали малорентабельным и переключились на производство кукурузы, которую охотно покупает Китай, здесь чайный куст – царица склонов. Наш приятель тоже работает на чайной плантации, рабочий день здесь 3 часа до обеда и 3 после. Я их понимаю, в такую жару производительность все равно никакая.

Я неосторожно пошутил, пригласив нашего приятеля завтра составить компанию в походе. Он это воспринял серьезно, обнадежился идеей и сказал, что за $5 отпросится с работы и станет нашим гидом. Я так понял, это и есть его дневной заработок на плантации. Пришлось его немного разачаровать.

Ложимся спать как и все деревенские, в 7-8 вечера.