Еле поборов в себе лень, 19 января выезжаю встречать очередной рассвет в Ангкор Ват. Увидев вдалеке придорожный пост проверки билетов, я задумываюсь о том, насколько реально все-таки проскочить без билета. И вообще на кой черт нужен этот пост у дороги на въезде, если у каждого храма дежурит дополнительный. У меня появляется мысль проверить реакцию контроллеров Ангкора. Как обычно они знаками просят остановиться. Видя, что я не торможу, пытаются выскочить на дорогу. Представив их гаишниками, отчего получая дополнительное удовольствие, я проскакиваю пост, мысленно грудью пробивая при этом шлагбаум, как в американских боевиках. Вслед несутся крики и свист. Я изо всех сил давлю на педали, чтобы скрыться из виду. Но оказывается, за мной уже погоня! Вскочив на мотоцикл, за мной отправляется один из охранников, а догнав, резко подрезает, вынуждая остановиться. Вот теперь точно как в кино. От этого поста до моста к Ангкор Ват около 500м, там стоит еще один пост. И стоило ради этого бросаться за мной в погоню, чтоб остановить меня через 200м? Они бы еще вертолет с автоматчиками отправили за мной!
Охранник резко и грубо стал спрашивать, почему я не остановился, и требовать мой пропуск. Я, как ни в чем не бывало, достаю из кармана пропуск и предъявляю. Видимо, он не был готов к этому, но пробил очередную дырочку и по-прежнему резко стал выяснять: «Почему не остановился?». Я защищаюсь: «Так зачем, вон уже следующий пост, там тоже проверяют. Здесь проверяют, там проверяют, а я на рассвет опаздываю». Мои доводы не произвели на него впечатления: «Если останавливают, то надо останавливаться». На том и расходимся, он возвращается к себе на пост, а я проделываю оставшиеся пару сотен метров до стоянки у храма. Охранники у Ангкор Вата, проверив мой пропуск, неожиданно спрашивают: «Почему не остановился на посту?». Жесть, с того поста похоже по рации всему Ангкору уже наябедничали про меня и меня легко опознали среди множества других посетителей. В общем, правильно, что я купил билет в Ангкор и не стал испытывать судьбу. И если такой трюк может сработать во многих уголках Азии, то охранники Ангкора совершенно не похожи на коллег, они не пофигисты, а озлобленные параноики, рьяно охраняющие единственную достопримечательность своей страны от безбилетников. Видимо, здесь действительно огромный штраф за безбилетный проход, часть которого идет поймавшему бонусом, вот они и бдят.
Размышляя об этом, добираюсь до обзорной точки для наблюдения рассвета. Вокруг пруда, как всегда толпа людей, все места заняты. Но сегодня, взбодрившись и окончательно проснувшись от этой небольшой дозы адреналина, я нагло расталкиваю людей и выбираюсь на самый авангард просмотра, встав в шлепках прямо в грязь пруда под косые недоуменные взгляды окружающих. Болотная жижа быстро поглотила мои ноги по щиколотку, так что переступать теперь означало бы потерять шлепки. Поэтому, замерев как вкопанный, я в авангарде зрителей наблюдал, как сквозь тьму из силуэта Ангкор Вата постепенно проявляются детали древнего сооружения.
Насладившись восходом, я возвращаюсь в гест, чтобы насладиться уже завтраком. А заодно поменять велосипед, т.к. этот жутко громыхает, чем действует на нервы. Мне дают другой, он беззвучный, но при проверке тормозов они обрываются. Да что за засада. Дайте еще один. Все-таки как в Азии важно всё проверять. Третий велосипед оказался вроде рабочим и на нем я отправляюсь к одному из удаленных уголков Ангкора: храмам, образующим Roulus group, одними из самых первых храмов Ангкора, где древние кхмеры обкатывали свои технологии и архитектурные решения. Находится все это удовольствие в 13км от Siem Reap, т.е. больше часа езды вдоль трассы. В Roulus group входит 3 храма: Preah Ko, Bakong и Lolei.
Найти храмы Roulus group оказалось не просто, с трассы я свернул по дорожному указателю с названием Roulus. Когда же понял, что забрался в совершенные дебри и стал спрашивать местных, то по их подсказкам вернулся обратно на трассу, где после нескольких километров и обнаружил знак Angkor Roulus group. А тот Roulus, видимо, был просто одноименным населенным пунктом. Но лишний крюк оказалось не самой большой неприятностью. Уже по возвращению на трассу ломается педаль, точнее надламывается ее пластмассовая части, грозя окончательно отломиться и оставить меня с металлической кочерыжкой вместо педали. Ну вот что за напасть у меня с механизмами в Камбодже. Байк вон тоже развалился в прошлый раз.
Первый храм в составе Roulus group называется Preah Ko. Он представляет собой 6 маленьких башен из красного кирпича, расположенных по 3 в 2 ряда и почти разрушенных. Preah Ko был построен в конце IX века в честь членов королевской семьи и является самым старым храмом Ангкора. Хотя без этой детали ничем не примечателен. Считается, что Preah Ko славится своими рельефами, но на мой взгляд, по части декора и украшений Banteay Srei вне конкуренции. Маленькие красные кирпичики, из которых построен Preah Ko, кажутся забавными и напоминают элементы конструктора Лего. Храмы Preah Ko посвящены как мужчинам, так и женщинам. Те, что посвящены мужчинам, охраняют стражники мужчины, посвященные женщинам – женщины. Древний индуизм был также строг в отношениях полов, как и современный.
Следующий храм группы – Bakong. Он уже гораздо больше размером и по своей структуре напоминает остальные храмы: окружен рвом с водой, представляет собой пирамиду с башнями на вершине. Это храм является переходным в эволюции храмов Ангкора. Если Preah Ko полностью построен из красного кирпича, то в Bakong лишь пирамидки вокруг сделаны из красных кирпичиков, а сам храм уже сделан из песчаника.
На дороге возле рва мальчик-школьник делает домашнюю работу, усердно что-то пишет в тетрадках. Конечно, неудобно, что нет рабочего стола, но окружающая обстановка: храм дерево и вода – создают потрясающую атмосферу, от такого «кабинета», рабочего места я бы не отказался.
В самом храме слышу какой-то противный звук, бесконечно монотонно пищащий и напоминающий струнный инструмент. Наконец, я случайно установил его источник. Это местные детишки. Они выбирали жертвы из числа туристов и следовали за ними неотрывно, бесконечно повторяя “one dollar” в такой высокой тональности, что может использоваться как психологическое оружие на войне. Лицо детей выражает такую глубочайшую скорбь и траур, что захотелось плакать. Да они сами вот-вот заплачут. Они даже одеты были в черное, тем самым создавая более траурное настроение. Уж не знаю, специально или случайно. Но то, что из всего посещения храма мне запомнились прежде всего именно эти детишки, это факт.
Все-таки дети должны быть детьми. Как, например, вот эти камбоджийские ребята, что тут же неподалеку от Bakong забавляются, прыгая через веревочку, причем довольно высоко.
Приемы, используемые реставраторами для сохранения храмов Ангкора, часто поражают своей простотой. Например, вот этот способ крепления я назвал метод «держи-веревочка-камень». А для укрепления набережной древние кхмеры облицовывали все красным кирпичиком. Традиционное украшение кхмерских храмов, устанавливаемое на входе, представляет собой огромную змею с пятью головами. По идее оно должно устрашать, но мне она напоминает человеческую руку в позе «Дай пять».
К следующему храму, Prasat prei monti, отмеченному на схеме, пришлось ехать долго через поля и леса. Но в итоге постигло разочарование, лишь пара стен, подпираемых бревнами как костылями. Все остальное разрушено как после бомбежки. Хотя атмосфера здесь приятная. Тишина и вековые развалины посреди леса заставляют задуматься о времени.
На противоположной стороне находится храм Lolei. Он почти разрушен и весь покрыт строительными лесами. Храм Lolei, входящий в Roulus group, построен в 893 году, на искусственном острове 105×80 м посередине барая (водохранилища) в память об отце. Сейчас это водохранилище высохло и используется как поле под посевы в сезон дождей.
На этом мое посещение закончилось и еще час я направляюсь обратно к Siem Reap, а точнее к восточной части Ангкора, на берегу высохшего East Baray. Prasat Kravan – небольшой храм 10-го века, состоящий из 5 башен и выполненный из красного кирпича на небольшой террасе. Снаружи Prasat Kravan все простенько и без изысков. Внутри башен оставлены жертвоприношения: кокос и зажигалка (заботливо, чтобы пришедшие следом могли без проблем поджечь благовония). Изюминкой Prasat Kravan являются потрясающие барельефы, причем сделаны в кирпиче, стены повторяют выпуклости и «впуклости» изображения, будто не просто прикрепили рельеф к стене, а в саму стену вмонтированы скульптуры.
В соседней маленькой башне все аналогично, но в отличном состоянии и новое. Подозрительно новое, часть кирпича настолько насыщенно красная и чистая как будто только вчера кладку положили. Скорей всего тут уже как следует поработали реставраторы.
Рядом находится озеро, все что осталось от огромного барая. Но детям и этого достаточно. Они прыгают и купаются голышом там, где когда-то плавали их правители.
Напротив озера находится Banteay Kdei. Этот храм очень напоминает мне Bantey Chhmaar: здесь тоже мало посетителей, одноярусная структура храма, похожая планировка.
На одном из рельефов обратил внимание, что у девушки платье в цветочек. Раньше не замечал такую деталь, возможно, в других местах это было затерто. Все-таки сколько ни ходи по Ангкору, каждый раз всплывает что-то новое.
Закат я встретил здесь же, в Banteay Kdei, и он не был чем-то выдающимся. Солнце, скрываемое верхушками деревьев, просто тихо опустилось и через минуты стало темно. Хотя ночью в храме, думаю, очень интересно побродить…