среда, 18 сентября 2013 г.

18-09-13 Bohol. Baclayon. Pamilacan. День рождения на краю земли

Наступление своего 27 дня рождения я встретил в попытках уснуть на жесткой грязной койке корабля, направляющегося на филиппинский остров Bohol. В отличие от прошлого рейса, напоминающего поездку в плацкарте, в этот раз публика и интерьер больше походила на путешествие на морской электричке. К счастью, это продолжалось недолго и уже в 3 часа ночи я схожу на берег очередного острова. Двигаться куда-то в такое время бессмысленно, поэтому за 10 песо охранник пускает меня в зал ожидания, где можно скоротать время до утра. Ох и не простой мне предстоит день рождения…
Philippines Bohol 130918_0504

Philippines Bohol 130918_0230

В седьмом часу утра я выбираюсь из своей берлоги и, поймав такси, добираюсь до центрального собора города Tagbilaran, столицы острова Bohol, откуда отходят джиппни до разных уголков острова, в том числе и поселка Baclayon. Обычно они ходят с огромными интервалами, но сегодня мне везет, среда – базарный день и жители активно перемещаются. Поэтому всего 45 минут в обществе веселого пьяного мужичка и мы трогаемся. Найти гостиницу в Baclayon оказалось не так просто, большинство из них стоят недешево, хотя ничего из себя не представляют. Я уже было обрадовался, когда нашел местечко за 300 песо, но в последний момент оказалось, что это лишь за 12 часов, чертовы маркетинговые уловки.

В путеводителе указан Mary’s Guesthouse с привлекательной ценой 500 песо, но никто из местных не знает, где оно находится, как-то невнятно кивая на море. Лишь с десятого раза я понял, что они кивали на соседний остров, находящийся в нескольких километрах отсюда. Общественный транспорт туда не ходит, лишь раз в неделю, именно в среду, ярмарочный день, пару раз лодки курсируют между островами. Местные жители платят 50 песо с человека, но иностранца меньше, чем за 400 везти не хотят. Но даже если я туда доберусь на этой лодке, как вернуться обратно, нанять лодку стоит 1500 песо. Кажется, я встрял.

Еще немного поиска и я нахожу сестру той самой Мэри. А спустя некоторое время уже меня находят другие владельцы недвижимости, конкуренты, к моему огромному удивлению, оказавшиеся теми или иными родственниками Мэри. Вскоре сложилась картина. Все бунгало на острове принадлежат нескольким семьям, являющимся между собой родственниками. Несмотря на конкуренцию в бизнесе, они дружны и у них заключен договор, устанавливающий единую цену 750-800 песо с питанием. Когда-то жители острова Pamilacan занимались охотой на мантов, дельфинов, китов. Когда этих животных почти не осталось, правительство встрепенулось и переориентировало жителей на туризм.

Куда-то метаться уже нет времени, хочется наконец-то пристроить свой зад и настроиться на праздничный лад, день рождения все-таки. Остается только один вариант, остров Pamilacan. Я созвонился с Мэри и договорился, что остановлюсь у нее на несколько дней за 750 песо в сутки, при этом до острова я бесплатно доберусь на ее собственной лодке, которая приехала за провизией, а обратно смогу уехать в любой день за 500 песо.

В ожидании отправления, я оставляю свой рюкзак в турцентре, обнаруженном на берегу и отправляюсь исследовать местный храм, а заодно на рынок покушать и накупить провизии к празднику. Поселковая ярмарка досыта накормила обедом, диспутом о мировой политике с каким-то мужичком, пока идет дождь, но разочаровала ассортиментом угощений. Очень хотелось, чтобы этот день рождения был похож на традиционный дома с неизменными тортом и арбузом… но пришлось довольствоваться лишь манго и печеньками-пироженками.

Пока есть время, посещаю местную церквушку, примечательную тем, что это одна из самых древних сохранившихся церквей на Филиппинах. Построенная в 16-м веке из кораллов, она по-прежнему выглядит очень впечатляюще, гораздо старше своих лет. 
Philippines Bohol 130918_0238Philippines Bohol 130918_0271Philippines Bohol 130918_0324

Ммм, тут даже есть своя комнатка для массажа ног.
Philippines Bohol 130918_0239

Внутри было немало людей и пришлось дождаться, пока все уйдут. Отсутствие людей, отсутствие реставрации создает неповторимую атмосферу мистики, таинственный коктейль древнего культового сооружения и средневекового замка с призраками одновременно. Покрытые мхом стены, кажется, держатся на одних молитвах.
Philippines Bohol 130918_0281Philippines Bohol 130918_0290
Philippines Bohol 130918_0314Philippines Bohol 130918_0311
Philippines Bohol 130918_0279Philippines Bohol 130918_0302Philippines Bohol 130918_0304
Philippines Bohol 130918_0299Philippines Bohol 130918_0300Philippines Bohol 130918_0305

По обе стороны от церкви находятся школы: начальная и старшая. Между начальной и церковью оборудована спортивная площадка, где дети играют в волейбол и футбол. Не представляю, чтобы у нас играли в волейбол в паре метров от церкви. Уважаю азиатское отношение к религии, как к другу, без всякого пафоса.
Philippines Bohol 130918_0260 Philippines Bohol 130918_0248

Спустя пару месяцев на острове случится мощное землетрясение, которое эта милая старушка-церковь не выдержит… Это всего лишь набор камней, но отчего-то жалко ее, как живую…

На лодке Мэри мы отправляемся к острову Памилакан в компании ее сестры, которая первая на меня вышла. Не смотря на то, что в итоге я достался ее сестре, конкуренту, я не почувствовал обиды и враждебности как в отношении меня, так и сестры, что приятно порадовало. Усевшись поближе к носовой части лодки, задумчиво наблюдаю, как он почти полностью погружается в высокие волны. Вообще, это не лодка, а скорее доска с мотором. Периодически отвлекаюсь и вглядываюсь вдаль, пытаясь различить тех самых китов и дельфинов, на которых охотились местные. Море сильно штормит и каждый из тысяч гребней волн вдалеке, рассыпаясь белой пеной, так похож на мелькнувший плавник дельфина.

Philippines Bohol 130918_0344 Philippines Bohol 130918_0330
Philippines Bohol 130918_0347Philippines Bohol 130918_0348

Philippines Bohol 130918_0359Через час или около того мы добрались до берега. Часть пассажиров сошла, прихватив груз, в том числе и сестра Мэри. Уходя, она показала пальцем на свои бунгало, то ли хвалясь, то ли грустя. Мы же немного обогнули остров и подобрались к владениям Мэри. На первый взгляд они мне понравились больше, берег выглядел чище и уютнее. Я помог разгрузить провиант и заселился в домик. Напротив бунгало под навесом находятся обеденные столы и термосы с горячей водой, а также пакетики с чаем-кофе. Идеальная столовая с видом на море. Электричества на острове нет, лишь с 6 до 10 вечера включают дизель-генераторы. Тут же на берегу, в 100 метрах от домика находятся развалины 200-летнего испанского форта. Интернета, разумеется, нет, поздравлений и прочего внимания тоже нет, покой и одиночество вдали от цивилизации и рядом с ее обломками.Philippines Bohol 130918_0387
Philippines Bohol 130918_0009
Не успел я расположиться, как меня тут же до отвала накормили. Поглаживая надувшийся как шарик живот, отправляюсь на пляж. Отмечать свой день рождения. Без фотоаппарата, ведь сегодня праздник, выходной.


Мой взгляд сразу упал на дерево, склонившееся к морю. Устроившись под ним, наконец, расслабляюсь, я нашел долгожданный покой. Отбросив все заботы, наблюдаю за каждой волной, выделяя ее из толпы подобных ей, сосредотачивая внимание на ней и провожая к смерти на берегу. Мы так похожи на них, мы, люди. Тоже бежим куда-то, едва различимые в толпе, гонимые социальными течениями, в последний момент переступаем через трупы таких же, чтобы самим разбиться о берег и вернуться в море, мешать следующим поколениям встретиться с землей. Но при этом волны мы считаем ерундой, а свои жизни чем-то особенным. А ведь для кого-то уровнем выше и они – не более чем волны…
Philippines Bohol 130918_0006

Задремал. Периодически из сладкой дремоты меня вырывает стайка бездомных собак. Пытаясь со мной играть, они кусают руки и карабкаются на меня, если я встаю. Но стоит почесать за ушком и они успокаиваются, сначала садятся, а затем и ложатся у твоих ног. Так, почесывая им загривок, разговариваю с ними, и даже пою им песни. Мне кажется, они слушают. И от чего-то иногда глаза становятся мокрыми. Наверное, от счастья.
Philippines Bohol 130918_0003

Это дерево очень напоминает меня самого. Я чувствую, что мы похоже. Оно тоже стоит одиноко на берегу, ловя ветер и брызги волн. Мне под ним уютно. Есть крыша над головой. Жить под открытым небом здорово, но не каждый день. Хотя, вероятно, это я просто соскучился по дому.

Чтобы отвлечься, отправляюсь побродить. Буквально через полкилометра утыкаюсь на кладбище а берегу. На всякий случай, кутаюсь в полотенце, от духов.

А как я провел свои прошлые дни рождения? Не помню. Надолго ли этот запомню?

А как там в России? Там же сейчас листья падают, осень. Хм, и здесь тоже желтые листья под ногами, только сейчас заметил. Ой, да даже трава здесь стелется ковром, точно так же, как и дома, на даче.

Холодает… Вернувшись к бунгало, готовлю горячий кофе, и, захватив плюшки, снова иду на берег. Зайдя в воду, чтобы собаки не тревожили меня, окидываю взглядом море и небо вокруг, крошечные алые отблески садящегося где-то там солнца, пробивающие сквозь толщу облаков. Я люблю небольшие острова за то, что на них ощущаешь себя одновременно на краю земли и в ее центре. Ты видишь, как небо и вода повсюду, не только спереди, а вон они заворачивают слева, вот справа. И только маленький клочок суши остается за твоей спиной. При этом они окружают тебя, они вокруг тебя, а ты в их центре. А сегодня это выделяется даже цветом. Далеко у горизонта тучи темно-синие, чуть выше светлее и светлее, а над головой, над островом совсем чистое небо.

«С днем рождения тебя, Женя» - говорю сам себе, отхлебываю кофе и закусываю пирожным. Дурацкая привычка подводить итоги в круглые даты. Прошли 26 лет. Что я достиг, что не достиг? И там и там ничего. Ничего не достиг и ничего не надо. Не посадил дерево, не построил дом, не родил сына. Но с другой стороны увидел и почувствовал столько и в стольких уголках, где многим не суждено за всю жизнь.

«С полугодовщиной путешествия» – снова поздравляю себя, отхлебываю и закусываю. Так уж совпало, что сегодня исполняется полгодика моей авантюре. Совсем маленький срок для жизни и немаленький для жизни в путешествии. Полгода прошли. Я сразу и не вспомню, что было пару дней назад. Все путешествие, как и я, получается какое-то сумбурное, нерациональное, неэффективное. Чему научился, чего достиг? Ничего, ничего. Разве что стал жить, довольствуясь минимумом.

И сегодня - это обычный день. «Праздник стал буднями или не умею из будней сделать праздник???» - снова сам себе задаю вопрос. Сегодня нет ничего особенного: кофе - обычный растворимый ширпотреб, маленькая пироженка вместо большого кремового торта. Но мне больше и не надо.

Вчера на небоскребе было здорово, сегодня… сегодня я не чувствую восторга, счастья. Но я не чувствую и несчастья. Мне спокойно. Это именно то, что я искал, о чем мечтал. Т.е. не бывает постоянного, перманентного счастья? Лишь всплески, мгновения? Выходит, что мы тратим годы жизни, пытаясь заработать пару минут счастья… Это так глупо, нерационально и неэффективно. Все, что я сделал, все мое путешествие оказалось напрасным? Есть что-то иное, иной выход… Разум усердно его ищет, чтобы не чувствовать себя неудачником. И находит: наверно, если я столько сделав и пережив не чувствую счастья, тогда отсутствие несчастья это и есть счастье. Третьего не существует.

Кофе закончился. Сходив и приготовив еще один, возвращаюсь на берег. Держа чашку в руке, прогуливаюсь вдоль линии прибоя. Волны стали совсем тихими, неспешно накатывая на берег. Сразу ассоциация с индонезийским архипелагом Баниак. Там конечно море и кофе было лучше, но в том и прелесть, что стараешься довольствоваться тем, что есть. Замечать каждое ощущение из всего того многообразия, что ежемоментно регистрирует мозг: касание песка, пролет птицы, шум обрушения каждой волны, дуновение ветра, теплоту чашки в руке.

Сажусь на песок, поставив чашку рядом. Мммм, релакс. Хочется лечь на песок, но, по опыту, это означает, что придётся потом долго выскребать-вымывать песчинки из волос и кожи головы. Да какая разница, надо делать то, что нравится. Ложусь на песок. Ооо, отлично, не так ветрено. Проплывают облака. Провожая их взглядом, я вспоминаю эпизод с небом Аустерлица и это вдруг подталкивает к главной мысли: всё это было не зря!

Да, к чему я стремился, какие цели ставил, совершенствовать английский, тренировать свое тело, учиться новым навыкам – всё это ушло на второй план, утонуло в болоте лени. Но, с другой стороны, что выполнил главное: я наполнил свою жизнь событиями, воспоминаниями. Мой разрыв с той жизнью стал протестом против ее серости и однообразия. Меня испугало, что в последнюю минуту нечего будет вспомнить, вся жизнь сольется в одно пятно: детство, универ, работа, жена, дети. И всё! И то если повезет и успею. Да, когда летел, сорвавшись со скалы на Мерапи, кадры перед глазами не пролетели, но при этом и досады об окончании жизненного пути не было. Я успел пожить так, как хотел, а не так как приходится.

Эта мысль успокоила меня и я задремал...

Чувствую, как что-то упирается, тыкается в руку. Приподнимаюсь на локоть, чтобы разглядеть, и краем глаза замечаю улепетывающего в страхе к морю краба. «Ну, хорошо, что хотя б не успел мне откусить ничего ценного, вот позорище было бы» - мелькает в голове и тут же возникает перечень всего того, на что в силах был посягнуть тот краб с его размерами.

«Так вот где ты, потеряли тебя, ужин готов» - прервала мое витание в облаках сестра хозяйки.

За ужином я познакомился со своими соседями. Ими оказались лишь пожилой француз с дочкой моего возраста. Семейные путешествия, как мило…

Каталог блогов Blogolist Каталог блогов