вторник, 17 сентября 2013 г.

17-09-13 Cebu. Загадочная филиппинская душа

Cebu – центр истории Филиппин и история, надо признать, довольно интересная. Имя первого почти кругосветного путешественника Фернандо Магеллана известно каждому школьнику, но ничего более кроме имени. Попав в Cebu, я неожиданно прикоснулся к этой истории и обнаружил одну из загадок филиппинской души. Сейчас я пишу эти строки 27 апреля, в этот самый день 1521 года, он погиб на Филиппинах, причем, как оказалось, совсем рядышком, на соседнем острове.

Прибыв на остров Cebu, довольно цивилизованный по тому времени, Магеллан подружился с местным вождем, крестил его и подарил его жене в честь крещения фигурку Святого Младенца.

Эта фигурка впоследствии стала символом христианства на Филиппинах и талисманом для каждого филиппинца, поселившись в каждом доме и каждой машине, а к испанцам, как к крестителям и духовным наставникам, осталось очень хорошее отношение.

Поддерживая местного вождя, Магеллан стремился передать под его влияние все окрестные земли, и таким образом упрочить позиции Испании в этих краях. Этому противился Лапу-Лапу, один из вождей соседнего крошечного острова Мактан. Магеллан возглавил против него карательную экспедицию, стремясь продемонстрировать мощь Испании. Его самоуверенность, как часто бывает, стала фатальной. Поход оказался плохо подготовленным и из-за отмели лодки не смогли подойти к берегу близко, чтобы поддержать десант. А вот туземцы успели изучить пришельцев и найти их слабые стороны. В итоге вместо маленькой победоносной войны получился бой в стиле 300 спартанцев, в ходе которого Магеллан был убит. При этом вождь племени Лапу-Лапу стал национальным героем, как борец против испанских колонизаторов.

Я могу понять, если часть населения страны будет считать испанцев просветителями, а часть колонизаторами, но не когда это сочетается в одном. Я не раз задавал знакомым филиппинцам вопрос: как в одном человеке может совмещаться почитание испанцев и Магеллана как людей, открывших их миру и подаривших христианство, с восторгом перед вождем Лапу-Лапу, убившим этих чужеземцев-колонизаторов. На что в ответ мне лишь улыбались и пожимали плечами… И это не только в головах простых людей, но и на уровне государства: религия, насажденная колонизаторами, стала государственной, а день их убийства – национальным праздником.

Сейчас остров Мактан соединен с Себу огромным мостом и ранним утром я направляюсь к историческому месту на городской маршрутке.

Небольшой прибрежный участок, где произошло историческое сражение, сейчас переоборудован в парк. Людей здесь немного и я сел на понтоне, опустив ноги в мутную воду и представляя как сотни лет назад в этом месте творилась история. Скучная история из учебника истории приобретает совсем другие краски, когда сидя на месте события, рисуешь в воображении, как вон из тех вод пришел десант испанцев, как по колено в воде они подбирались к берегу, где их ждал Лапу-Лапу.
Resize of DSC_0001Resize of DSC_0005Resize of DSC_0003

Прочувствовать это лучше помогают небольшие тематические инсталяции, оставшиеся с ежегодного празднования этого события национальной важности: смотровая вышка, тотемы и черепа животных на пляже, и, разумеется, памятник Лапу-Лапу, встречающего испанцев с мечом.Resize of DSC_0004Resize of DSC_0014Resize of DSC_0009

Прямо за спиной вождя находится могила Магеллана, словно символизируя «ты пройдешь через меня только трупом».
Resize of DSC_0025Resize of DSC_0035

Рядышком находится и камень, отмечающий место гибели Магеллана.
Resize of DSC_0032

Подумать о смысле бытия можно вот в такой небольшой уютной аллее.
Resize of DSC_0017

А результатами своих размышлений поделиться с окружающими, накарябав их на дереве.
Resize of DSC_0034

Еще здесь на острове есть рестораны, пляжи, куда жители мегаполиса Cebu выбираются отдохнуть (на самом Cebu из-за многочисленных судов и портов таких мест нету), но они меня не интересуют, поэтому возвращаюсь обратно в отель.

Добраться обратно оказалось сложнее, т.к. ехали по совсем другой дороге. Сменив пару джиппни, я все же оказался в одном из районов близ своего отеля, который узнал. Вон он, буквально на одной из соседних параллельных улице, но между ними непроходимая стена трущоб. Обходить и делать огромный крюк очень не хочется, поэтому спрашиваю дорогу у сидящих возле забора людей, выглядящих нищими даже для нищих Филиппин. Женщина с сухими руками и пропитым лицом молча указывает мне на крошечную дыру в стене, до того момента неприметную. Недолго думая, я ныряю в нее, надеясь быстро проскочить…

Я очутился в узком коридоре с низким потолком. Свет исчез и я уже не верил, что он когда-то был в моей жизни. По обе стороны расположены комнатушки, в которых большую часть стены занимают дверь и окно. Здесь есть свои торговые лавки и мастерские. Это словно подземный город, катакомбы и я иду по их главной улице, которая по совместительству служит руслом канализации. Поэтому идти не очень получается, скорее прыгаю с кирпичика на кирпичик, с берега на берег. Вся эта картина, увиденная мной, шокировала меня не меньше, чем встречных людей белый турист, мчащийся как скорый поезд по рельсам их канализации. Я много повидал и не отличаюсь брезгливостью, но даже мне не хотелось оставаться здесь ни минутой больше, чтобы достать фотоаппарат и сделать кадр. Засветив тут фотоаппарат, я рисковал вообще отсюда не выбраться. Откровенно говоря, мне не хотелось оставаться здесь не то что минутой, а ни мгновением больше и я даже не пытался замедлить свой бег с препятствиями, чтобы лучше разглядеть этот мир. А кошмару все нет конца! Эти катакомбы, кажется, бесконечны, не имеют выхода и я обречен скитаться по ним! Я уже практически бегу по канализационной реке, даже не заморачиваясь прыжками по кирпичикам. Плевать! Лишь бы скорее выбраться отсюда!

Но свет в тоннеле есть. И я всё же из него выбрался. Эти несколько минут остались без иллюстраций, но стали одним из самых ярких впечатлений о Филиппинах. И всем, кто недоволен жизнью, советую потратить пару минут и пробежаться этим маршрутом. Бодрит и заряжает.

Каталог блогов Blogolist Каталог блогов