Город Kontum считается одним из самых приятных и интересных мест в центральном Вьетнаме, находящимся в стороне от популярных туристических маршрутов. Славится Kontum, прежде всего, своими людьми, как городскими жителями, так и национальными меньшинствами в округе. Говорят, здесь любят селиться иностранцы на пенсии, желающие уединения и покоя. Я уже долгое время путешествую по Вьетнаму в поисках интересных мест и приятных людей. Ни того ни другого я так пока и не встретил, поэтому и приехал сюда, чтобы проверить. Очень надеюсь, что в Kontum мне повезет.
Для пешего туриста Kontum город довольно большой. После ночевки на автовокзале приходится около часа идти до улиц с недорогими отелями. По-английски здесь не говорят, что хороший знак. Заселяюсь в один из гестов. Во всем Вьетнаме жилье обычно стоит от $10 и за эту цену всегда получаешь вполне ухоженный чистый номер. Клоповники, характерные для Камбоджи и Индонезии, мне в этой стране никогда не попадались. Пытаюсь тут же арендовать байк, но цена слишком высока. Придется побродить еще по другим отелям.
Наконец, оседлав коня и вспомнив подзабытые навыки вождения, отправляюсь кататься по окрестностям Kontum. Точкой отсчета становится главный мост через реку и разбитая набережная. Не самое лучшее первое впечатление. Но горы на заднем фоне несколько смягчают разочарование.
В черте Kontum и его окрестностях проживает народность Bahnar. Это не чистокровные вьетнамцы, а этнические горные кхмеры. Также их можно найти и в окрестностях соседнего города Pleiku, но в Kontum они ближе к городу и для их посещения не требуется специального разрешения. Визитной карточкой поселений этноса Bahnar, а значит и одной из главных особенностей Kontum, является их традиционные общинные дома с характерной вытянутой трапециевидной крышей высотой порядка 15 м, установленные на платформе на сваях. Такие дома называются rong и служат они для собраний, фестивалей, а также как площадка для деревенского суда, где каждый житель, признанный виновным, обязан извиниться перед всей деревней и ритуально принести в жертву курицу или свинью. Многие такие дома rong используются до сих пор и некоторые даже пытаются реставрировать. Попадаются и совсем современные экземпляры с шифером на крыше вместо соломы. 3 ближайшие деревни Bahnar находятся на востоке, юге и западе. На востоке находится историческая деревня KonTum, из которой и вырос город. Она состоит из двух частей: KonTum Konam (Нижний KonTum) и KonTum Kopong (Верхний KonTum), каждая со своим собственным домом rong. На юге городка находится поселок Kon Harachot, в центре которого находится популярный среди иностранцев Vinh Son 2 приют. Западные деревни находятся возле больницы. Еще одна городская достопримечательность Kontum – католическая церковь полностью из дерева. Ради нее, думаю, даже с байка не стоит слезать.
Современные дома на окраинах Kontum, разумеется, просты и без изысков. Мало чем отличаются от подобных мазанок в российской глубинке: сетчатая рейка да навоз, и так же разваливаются.
Углубляюсь в рисовые поля в окрестностях города. Но, кажется, здесь нечего ловить. Поэтому преодолеваю обычный деревенский мост через реку и вот, наконец, пошли пейзажи вьетнамской сельской глубинки.
На первый взгляд, это похоже на сухи стручки гороха, прибившиеся к берегу ручья. Эти лодки считаются второй уникальной чертой Kontum, причем уникальны не только сама конструкция лодок, но и манер их швартовки к берегу: фото этих лодок, связанных таким образом, часто попадалось в отчетах из Kontum других путешественников.
Не могу не проехать мимо детей. Они уже активно что-то сооружают на песчаном берегу реки, подобно бобрам строят плотину.
Наверно каждый мальчишка в детстве мечтал о хорошем кожаном футбольном мяче. Местные ребята мечтают о любом мяче и ловко играют в футбол мячом, слепленным из песка. Вот так и оттачивается техника! Может дать на заметку российским футболистам? Ребята оказались очень скромными, на контакт не шли и, поняв, что сам я не отстану, перебрались в другое место от меня подальше.
Мне оставалось лишь полюбоваться окрестными видами и ехать дальше.
После возвращения к большой дороге на обочине иногда попадались вполне приличные основательные домики. Kontum остался где-то вдалеке.
Наконец-то повезло найти открытый дом. Правда, открытым он был потому, что не имел стен. Я кажется догадываюсь, кто разобрал дом по бревнышку, по жердочке – местная шпана.
Когда я остановился у дороги сделать эти снимки, ко мне подбежали ребята и знаками пригласили пройти с ними. Они привели меня в дом через дорогу, где прямо на полу широким кругом сидели мужички, человек 10, и пили водку. Единственная женщина в их кругу, старая матерая бабка, мало походила на женщину, скорее это была атаманша. Вокруг сидящих мужчин вторым кольцом стояли девушки с младенцами на руках. Эти девушки все как одна, обнажив грудь, кормили младенцев, ничуть не стесняясь присутствия меня, постороннего парня, да еще и иностранца. От водки я отказался, а вот куриного шашлычка отведал. Никто из присутствующих по-английски не говорил, поэтому было забавно, наш диалог состоял из гримас, ужимок, междометий. Но долго так тоже продолжаться не может, поэтому начинаю подумывать, как от них слинять повежливей. Но вьетнамцы сами пришли мне на помощь: не прекращая смеяться, бабка-атаманша ткнула пальцем сначала на меня, потом на дверь: “You! Go!”. Прямо как «Янки, гоу хоум». Да уж, многие местные жители были репрессированы после Вьетнамской войны, но, тем не менее, сохранили позитивный настрой и известны своей простотой и прямотой. Да уж, бесцеремонности им точно не занимать. Но я уже и не удивлен, что это знаменитое радушие вьетнамского Kontum оказалось с камбоджийскими корнями.
Возвращаюсь в Kontum и направляюсь на другую сторону города, блуждая по бездорожью куда глаза глядят.
Эта городская окраина украшена католическими храмами, выполненных в самых причудливых формах.
Да и дома попадаются занятные.
Дети в этом уголке Вьетнама конечно суровые. Но милые. Они очень похожи на дворовую шпану 90-х, из которой мы выросли. Но вот никогда не догадаетесь, кто здесь смотрящий и держит в страхе все округу.
Один я тут вижу смайлик?
Под конец дня я все более просто бесцельно блуждаю по сельским дорогам. Пейзажи становятся все более родными российскими: просторы, бездорожье, разбитая пашня.
Пора искать дорогу обратно и возвращаться в город. День как день, Kontum как Kontum, не зацепило. Завтра рано утром ехать дальше, в следующий город центрального Вьетнама, лежащий на пути в Ho Chi Minh, Buon Ma Thuot.
Приятные во всех отношениях люди Kontum в моем случае оказались скорее легендой. Следующим утром в кассе автовокзала мне официально продали билет Kontum - Buon Ma Thuot за 200.000 донг с соответствующей отметкой в билете. Уже в автобусе я узнал, что билет стоит 110.000 донг. Вот засранцы ж эти приятные люди в Kontum.