После потрясающих двух дней в лагере слонов Luang Prabang я собрался ехать на юг Лаоса, в местечко под названием Si Phan Don, более известное как 4000 островов. Si Phan Don расположен в аппендиксе Лаоса, затесавшимся между Таиландом и Вьетнамом. Добраться из Luang Prabang до 4000 островов напрямую невозможно, только с пересадкой в столице Вьентьяне. Trang же собиралась ехать в Ханой, столицу Вьетнама, чтобы встретиться со своими друзьями, американо-филиппинской супружеской парой, и во Вьентьяне собиралась пересесть на автобус во Вьетнам. Но вчера вечером нам так и не удалось взять билет хотя б куда-нибудь из Luang Prabang. Мы застряли в этом городе на ночь. Более того из-за нашествия китайских туристов, отдыхающих на китайских новогодних каникулах, нам с огромным трудом найти хотя б какое-то жилье, чтобы не остаться ночевать на улице.
Билеты до Вьентьяна из Luang Prabang удалось взять только на следующий день, 3 февраля. Пришлось еще денек остаться и бродить по Luang Prabang, убивая день. Бросив рюкзаки в турагентстве, мы обошли много улочек Luang Prabang и за этот день мы лишь еще раз убедились, что кроме атмосферы в городе нет ничего захватывающего. Мы зашли на рынок, где обнаружив вьетнамский суп, Trang решила познакомить меня с родной кухней. Но не впечатлило. Единственным позитивным событием дня, стало решение Trang продолжить свое путешествие со мной. Ее подруге-филиппинка пришлось уехать пораньше, она приревновала, что ее муж встретиться с Trang один. Чтоб не вносить разлад в пару, Trang решила из столицы Лаоса ехать на 4000 островов со мной, а после окончания визы отправиться со мной во Вьетнам.
Поужинав последний раз в формате шведского стола на рынке города и все еще имея солидный запас времени, мы удачно поторговались с тук-туком, и вскоре добрались до автовокзала. Обычный автобус без особых удобств довез нас до столицы Лаоса к рассвету. Мы заказали билеты Вьентьян - 4000 островов в слипер-бас в том хостеле, где я останавливался несколько дней назад, бросили там же вещи, и отправились бродить по Вьентьяну. Как я уже говорил, смотреть там нечего, поэтому мы быстро нагулялись и вернулись обратно в хостел, залипнув в интернете до вечера.
Уже по знакомой схеме вечером за нами заехала развозка и довезла до автовокзала. Эта поездка запомнилась кошмарными организаторами. Еще собирая народ по хостелам города, персонал был груб и неприветлив. Кроме того, оказалось, что в этой развозке собрали желающих уехать в разных направлениях и организаторы несколько протупили, раздавая билеты и показывая какие автобусы куда идут. В результате возникла некоторая суета и неразбериха. В том числе и мы тоже завалились в другой автобус и удобно расположились на своих местах. Буквально за считанные минуты до отправления пришли другие люди с билетами на наши места и все в итоге прояснилось. Нам пришлось срочно искать и выручать свои рюкзаки из бездонного багажника автобуса и бегом переселяться в один из соседних. Я ожидал, что лаосский слипер-бас будет похож на вьетнамский, с двумя рядами раскладывающихся кресел. Но он оказался состоящим из множества ячеек, со стенками и занавесочкой. Кресел при этом не было, а было полноценное спальное место как в поезде, причем без разделения соседних мест. Здесь даже есть отдельные зарядки для каждого места! Вобщем, sleeper bus в Лаосе - настоящий рай для парочек, позволяющий уютно спать в обнимочку, и кошмар для девушек, путешествующих в одиночестве. Теперь мне стало понятно предупреждение в путеводителях о домогательствах со стороны соседей в автобусах Лаоса. Действительно, сложно удержаться от соблазна.
Автобус довез нас до города Pakse, где нас пересадили в обычный городской автобус. Но уехали мы недалеко, остановились у одного из турагентств города. Нам было предложено по очереди заходить в турагентство и менять свои билеты на другие. Странный документооборот и непонятная бюрократия, но, слава богу, что я сохранил билет, потому что об этом никто не предупреждал. Сохранять билет до конца поездки – золотое правило не только в путешествиях. После формальностей мы, наконец, отправились до 4000 островов. В автобус подсели еще люди и пассажиров стало больше, чем мест, поэтому пришлось взять Trang на колени, чтобы посадить бедного немца рядом, путь-то неблизкий еще. Уже по ходу движения, видимо заметив расхождение по головам, у нас стали проверять билеты и вычислили зайца. Паренек стал божиться, что не знал, что надо сохранять билет, и выкинул его. Другие пассажиры к нему сочувствием не прониклись, он был в ночном автобусе, всё пытался пристроиться на пустые места. После продолжительного скандала, которые порой случаются в воронежских маршрутках, когда автобус останавливается и не движется, пока заяц не заплатит или не выйдет, наш дерзкий безбилетник таки покинул салон посреди трассы и мы продолжили движение. Но километров 30 он проехал, так что, имея определенную наглость, можно по Лаосу путешествовать вот таким автостопом.
4000 островов – это множество больших и малых островков, расположенных в дельте реки Меконг на границе с Камбоджей, а по совместительству одна из главных туристических достопримечательностей Лаоса. Из 4000 островов туристически обитаемы всего три: Don Khong, самый большой и малолюдный, Don Det, Don Khon. Автобус доезжает до пирсов, где путешественники пересаживаются на лодку. 4000 островов являются одним из самых туристичных мест Камбоджи, поэтому доставка туристов на лодках на последнюю милю организована по четкому конвейеру. За 15 минут мы добираемся на Don Det и заселяемся в один из гестов на берегу реки.
Самым популярным развлечением на Si Phan Don является алкоголь и безделье. С учетом недостаточного качества интернета, на 4000 островах даже дают в аренду жесткие диски с фильмами и музыкой. А в Лаосе, подобно Vang Vieng, там где безделье – там и тьюбинг. Но нас интересует не это, а каякинг по дельте Меконга, где обитают редкие пресноводные дельфины.
Мы с Trang идем по главной улице острова, углубляясь все дальше в надежде найти дешевый гест. Многие из недорогих гестов по дороге либо заняты, либо убоги на вид. После получаса поисков нам удается найти приемлемый вариант за $6 с видом на реку и туалетом внутри.
Мы обходим остров в поисках еды и места, где можно заказать еще один сплав по Меконгу. Перебраться с Don Det на соседний остров можно по мосту, за проход по которому с туристов по лаосской традиции берут деньги. Мы возмутились и проскочили бесплатно. На соседнем острове ловить нечего. Разве что сюда ездят в поисках водопадов. Да еще есть старый поезд, привезенный сюда французами. Навигация по реке Меконг осложнена огромным водопадом, поэтому французы решили проложить по островам железную дорогу и притащили сюда поезд, чтобы на нем перетаскивать лодки. Дорога прослужила с 1894 до 1940, пока не построили обычную автодорогу вокруг, а железку разобрали на запчасти.
Вечером мы таки нашли подходящий тур по Меконгу: на каяках мы сплавимся по реке, посетим пару водопадов, а кульминацией дня станет поиск пресноводных дельфинов Irrawaddy dolphins. Первоначально Trang категорически отказалась от каяков, на мой удивленный взгляд она застенчиво ответила: «не люблю каяки, ты на них все время ругаешься». Пришлось пообещать вести себя сдержанней. Меня же терзали другие сомнения, шанс увидеть дельфинов очень мал, и я поспорил с продавцом туров, что мы увидим дельфинов. Если увидим – с меня пиво, нет – он возвращает стоимость тура. Сомневаюсь, что вернет, но его готовность к спору внушает надежду на положительный результат.