Зачем ехать отдыхать в другую страну? Традиционно это море, люди, культура и достопримечательности. Зачем люди едут во Вьетнам? Море и пляжи у вьетнамцев ужасные. Тоже Черное море вполне может конкурировать с ними. Сами вьетнамцы в основной своей массе с гнильцой внутри. Это малозаметно, если жить в приличных отелях в курортных зонах. Но постоянно натыкаешься, стоит чуть выйти за их пределы. Исторических достопримечательностей во Вьетнаме тоже не так много. В южной части их нет вообще. Ни одной. Южную часть своей страны вьетнамцы в свое время отжали у Камбоджи, отчего между этими народами до сих пор натянутые отношения. Чтобы стереть память об этом и убрать всякие связи этих земель с Камбоджей, власти Вьетнама полностью уничтожили все культурное наследие Камбоджи на этой территории. Камня на камне не осталось. Лишь по названиям некоторых мест, созвучным с кхмерскими, можно догадаться, что раньше здесь была Камбоджа. В центральной части Вьетнама когда-то были объекты исторического наследия самого Вьетнама. Но они были полностью или почти полностью уничтожены бомбардировками американцев во время вьетнамской войны. Остались лишь скудные развалины, но тем они и ценнее.
Храмовый комплекс My Son (Мишон) находится близ Hoi An и является одним из таких исторических памятников центрального Вьетнама. My Son датируется 9 - 11 веками. Якобы в период между IV и XIII вв. на этих землях Вьетнама жила уникальная развитая цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом, и My Son – это останки религиозной и культурной столицы государства Чампа.
Добраться в My Son (Мишон) из Hoi An проще и дешевле всего с экскурсией. Но здесь кроется подвох. Низкая цена объясняется тем, что большая часть экскурсии проходит по магазинам и ресторанам спонсоров тура, подобно тому, как делается в Египте. Непосредственно посещение комплекса My Son занимает жалкие крупицы времени тура, около часа. Поэтому я выбираю другой вариант: арендовать мото-байк и отправиться к My Son самостоятельно.
Байк беру непосредственно в своем отеле, при этом мужик, выдававший мне его, пытается с меня содрать деньги снова, да еще и на доллар больше, чем официальная цена отеля. Вьетнамцы, когда разводят туриста, делают это так нагло и невозмутимо, как будто все так и должно быть. Они смотрят в глаза пристально и не моргая, ничуть не смущаясь, если их уличить в обмане. С этим вьетнамским паскудством невозможно бороться и бессмысленно обижаться. Надо просто смириться и быть начеку. И всегда, всегда тщательно проверять сдачу!
My Son находится примерно в 50 км от города Hoi An. Найти его не сложно, я заранее просмотрел маршрут на картах Гугл. Да и на самой дороге, после съезда с трассы встречается множество указателей.
Вход в My Son стоит 100 000 донг, около $5, для местных – 60 000. Дополнительно оплачивается парковка 5000 донг. Контрольный пункт находится у подножия горы, возле моста. Вокруг холма течет небольшая речка и проникнуть бесплатно сложно, а может даже и невозможно. Придется купить билет.
Комплекс My Son состоит из нескольких зон и на месте оказался не таким уж и большим. Степень разрушения от американских бомбежек, напротив, оказалась выше, чем я ожидал.
Первая зона H, с которой начинается маршрут по комплексу, содержит лишь фрагмент стены. Вообще тоска! Даже фотографировать здесь нечего.
В зоне B-C-D находится множество мелких храмов.
Наших русских туристов сложно не узнать. Чем больше не бываешь дома, тем отчетливее выделяешь их из толпы. Короткая юбка, высокие каблуки – обязательный атрибут для посещения храма в джунглях.
В двух самых крупных из них обвалилась крыша, ее сделали на современный манер и устроили внутри небольшие музеи, куда собрали элементы барельефов и статуй.
Сохранившиеся элементы декора стен явно указывают на родство этих сооружений с Камбоджей, ровно такие же украшения есть повсюду в храмах Ангкора. Хотя UNESCO считает иначе и пишет, что эти храмы уникальны и не имеют аналогов в Юго-Восточной Азии.
Внутри отчетливо заметно, что та часть стены, что была восстановлена, уже заплесневела, а уцелевшая по-прежнему сухая и выглядит гораздо новее. Вот умели же строить вьетнамцы в 9-м веке!
В зоне G My Son от храмов остался лишь фундамент да еще некое образование, напоминающее нечто только что построенное.
В зоне A находится тоже лишь фундамент с небольшими стенами.
Отсюда открывается вид со стороны на группы храмов B-C-D
Джунгли подступают My Son плотной стеной.
Конечно, комплекс My Son сохранился в ужасном состоянии. Но в целом он дарит неплохое ощущение от осознания, что находишься среди тысячелетних древностей, затерянных среди гор и джунглей.
В зоне E-F находятся тоже преимущественно одни останки, а также видна пара воронок от разорвавшихся бомб, разрушивших эти самые храмы. Невольно думаешь, как разрушительна природа человека. Тысячу лет простояли эти храмы в джунглях, сопротивляясь натиску природной стихии, а безумный 20-й век не пережили.
В общем, осмотрел я My Son довольно быстро, за пару часов неспешной прогулки. Зря я выпендривался с байком. Вполне можно было ехать и с экскурсией, посетителей здесь не так много. Да и смотреть особо нечего. Не понимаю, зачем эти развалины включили в список мирового наследия UNESCO. Разве что потому, что кроме него да Hue и бухтой Халонг, во Вьетнаме включать нечего, а не безрыбье и рак рыба. Как назло, многочисленные туристические сайты показывают красивые картинки и уверяют, что My Son – это must see в центральном Вьетнаме. Убеждают, что это место так же живописно, как и Ангкор в Камбодже, Паган в Бирме, Боробудур в Индонезии. Брехня, брехня, брехня!
Но раз уж приехал сюда сам, то останусь и еще посижу здесь на лавочке как Форест Гамп, поработаю за ноутбуком в окружении все тех же развалин, джунглей и гор.
В тот день картинка вьетнамской деревни в лучах заката понравилась мне куда больше, чем тысячелетний храмовый комплекс мирового наследия ЮНЕСКО. А может дело лишь в пасмурном небе?
На обратном пути я пожадничал с дозаправкой, в итоге топливо кончилось раньше времени. Пришлось бросить байк на обочине и, взяв пластиковую бутылку из-под воды, идти пешком искать ближайшую заправку.
Когда уже стемнело, а в животе начало урчать, я заметил у дороги мангал и парня, раздувающего жар для шашлыка. На мой вопрос о цене он засмущался и назвал 25000 донг. Вполне реальная цена, еще остались вьетнамцы неиспорченные Вьетнамом. Дайте две, пожалуйста!
Я пресыщен Hoi An, завтра утром я еду в Hue, может хотя бы там найдется что-то интересное.