Чтобы уехать из Don Det, встать приходится пораньше. На завтрак самый бюджетный вариант, предлагаемый ресторанчиком при гесте: лаосский кофе и французская булочка. Сама по себе она мала интересна, но стоит ее лишь обмакнуть в кофе и она приобретает чудесный вкус. Может я просто был несколько голоден в то утро, но не припомню больше другого кофе и другой булочки, которые составляли такой вкусный тандем вместе. Рассчитавшись и попрощавшись, около 9 часов отправляемся к большой земле. Почему надо выезжать так рано, я и не понял. Нас отвозит мальчишка, сын хозяина, на своей лодке, доводит до автостанции, представляющей собой один из частных домов, и передает на руки другой компании. Микроавтобус уже стоит рядом. Отправление обещали в 11:45, к тому времени уже собралось много людей, я начинаю сомневаться, как мы все будем влезать. Очень не хочется снова ехать на коленках и головах друг друга как это было по пути сюда. Но в том, что мы все так или иначе уедем я не сомневаюсь. Замечаю среди ожидающих пару русских девчонок, они очень волнуются. Эх, новички…
В итоге нас раскидали по двум автобусам и в 12:30 мы отправляемся от 4000 островов обратно в Pakse. Девчонки оказались москвичками, уставшими от рутины жизни в мегаполисе, и их путь в Азии только начинался. Я с огромным удовольствием размял свой занемевший от безделья русский язык и время в дороге пролетело незаметно. Несмотря на задержку при отправлении, в Паксе мы добираемся таки по расписанию.
Нашим планом был тур по плато Болавен и затем продолжение путешествия во Вьетнам. Моя виза Лаоса подходила к концу и хотелось быть уверенным, что я не застряну в Паксе и не получу проблем с властями, поэтому билет мы попытались купить заранее. Но в турагентствах нас огорошили: билетов из Pakse во Вьетнам нет. Боле того вообще автобусов нет, т.к. сейчас вьетнамский (он же китайский) новый год и все сидят дома. Хотя по графику новогодние каникулы вроде как кончились еще вчера, 6 февраля. Вот и приехали…
Чтобы проверить эту информацию, мы решаем обратиться к первоисточнику и ехать на автовокзал. Для этого нам необходим мотобайк. Целый час обходим закоулки Pakse в поисках мотобайка. Кто бы мог подумать, что это так сложно, найти в этом городе мотоцикл. Но все сдаваемые в аренду мотоциклы здесь разбирают уже утром, поэтому пришлось взять в одной из гостиниц единственный найденный за огромную цену 70000 кип ($9), причем платить не за 36 фактических часов, а за полных 4 дня. Здесь же, в гостинице, мы оставили свои рюкзаки, взяв с собой только самое нужное и ценное.
Обзаведясь, наконец, колесами, мы едем на автостанцию Pakse. Найти ее оказалось очень сложно даже с наличием карты. Главная улица крупнейшего города южного Лаоса разбита вдрызг. Вокруг мелькают однотипные дома и сооружения, среди которых сложно заметить автостанцию, что спряталась чуть в глубине без всяких вывесок и оживленной движухи. Мы проехали много километров за город, пока не поняли, что точно проскочили. Именно эта тишина и пустота, так не характерная для азиатского автовокзала, представляющего собой традиционно кипящий жизнью муравейник, вводила в полное замешательство. Пустые здания, пустые кассы, даже один из офисов оказался открытым, но абсолютно пустым. На стене лишь расписание до соседних городов, единственные три человека в округе ни слова не понимают по-английски и вьетнамски, попытки объясниться с ними провалились. Единственное, что мы поняли, что это не та автостанция. Нас отправляли еще дальше назад.
Мы возвращаемся снова обратно, еще ближе к центру города, едем медленно, вглядываясь в каждое здание. Солнце уже заходит и видимость падает на глазах. Буквально в последние минуты дневного света, наконец, замечаем на стекле одного из домов обычные листочки формата A4 с надписью «Вьетнам» и «Камбоджа». Урррааа! Черт побери, эти частные автовокзалы. В киоске никого не было, стеклянная дверь была закрыта, но среди дежурящих тут тук-тукеров мы находим человека, знающего пару слов на вьетнамском, и нам объясняют, что автобус будет в 7 утра. Может быть, а может и не будет. Придется ехать в тур по Плато Болавен наудачу, не имея билета во Вьетнам, но я верю, что все сложится, если довериться судьбе. Но все же стоит попробовать приехать сюда пораньше, до заката и тогда есть шанс купить билет во вьетнамский Дананг на следующий день.
Мы делаем крюк, чтобы вернуться в центр Паксе и поделиться информацией с русскими девочками. Они тоже собираются ехать во Вьетнам, но уже завтра и все это время ожидают от нас новостей про билеты. Когда мы появляемся из темноты, они признаются, что уже почти не надеялись нас увидеть, думали, что мы совсем уехали. Мы объясняем, как добраться до этого мини автовокзала, откуда ходят автобусы из Pakse во Вьетнам (до города Danang через Hoi An). Он расположен примерно в полукилометре после стадиона по левой стороне дороги, сразу после большой стройплощадки с башенными кранами.
Уже поздно и надо торопиться ехать до PakSong, первого пункта в нашей программе тура по плато Болавен. Ехать ночью в Азии по незнакомой дороге – ужасная мука и испытание. Я это прекрасно помню по Камбодже. Из-за девчонок мы потеряли почти час времени, но я обещал им вернуться с информацией про автобусы отсюда и не мог забить. Я мысленно поблагодарил Trang, что она ни единым словом или жестом не показала, что ее это напрягает и нефиг было брать на себя обязательства перед какими-то незнакомыми девчонками. Она терпеливо, не вмешиваясь и не одергивая, ждала, пока мы любезничали и прощались, чем все больше очаровывала меня.
И наконец, около 7 вечера, мы сели вдвоем на байк и отправились на наш трехдневный тур по Плато Болавен. Trang настояла, чтоб в этот раз за руль села она, т.к. азиатские дороги ночью лучше покорять азиатке, с детства дружащей с железным конем. Я не сопротивлялся и сел сзади. Ночная сельская дорога погружала в транс, лишь кочки и холод, все более ощутимые с каждым километром подъема на плато, не давали уснуть. Холод был зверским, все тело дрожало мелкими судорогами. Руки и ноги сводило и я старался двигать ими и согревать Trang, максимально прижимаясь к ней, растирая и похлопывая то по бедрам, то по животу и груди. Расстояние около 50-60 км между Pakse и PakSong мы преодолели за полтора-два часа. В PakSong остановились возле первого попавшегося геста, хозяева понимали по-вьетнамски и попросили за номер $5. Мы так замерзли, что были согласны на всё, не торгуясь.
Заселившись, мы отправились бродить по ночным пустынным улицам PakSong. Кажется, что жизнь здесь остановилась с заходом солнца. Мы нашли пустую кафешку, где за $2.5 долларов с носа нам принесли огромные порции риса с курицей, овощей и горячего кофе. Мы не ели с самого утра и горячая еда в больших количествах стала той простой радостью путника, что оставляет огромный след в памяти. А устали настолько, что даже кофе на ночь не помешает нам уснуть. Ведь завтра надо рано вставать, нас ждет тур по водопадам плато Болавен!