Настало время второй попытки покорения храма Borobudur. Встаю пораньше, около 3-х ночи, чтобы добраться до храма и иметь время в запасе на проникновение туда. Дорогу после аналогичной поездки с Эстер пару дней назад я помню очень смутно. Но как-нибудь разберусь.
Выезжаю на трассу, ночной холод и встречный ветер сводят мышцы. На одном из светофоров водитель стоящего рядом микроавтобуса опускает стекло и спрашивает что-то у байкера, в его фразе я улавливаю слово «Боробудур». Я тут же догадываюсь, что это индонезийцы всей семьей едут к храму, но дороги не знают. Вот это везение! Значит, мне надо следовать за ними и они меня приведут к цели!
Но это оказалось не так легко, как показалось на первый раз. Минивэн легко выжимал 80 км/ч, у меня же застывала кровь в жилах от ночной погони на такой скорости. Никогда раньше я не позволял себе так разгоняться, грудью разламывая застывший как лед воздух. Не знаю, холод или страх сковывал мои мышцы, заставляя напряженно вцепиться в руль мотобайка. Малейшая кочка, камешек, ямка на далеко не идеальной индонезийской дороге на такой скорости может стать последней. Я всматривался в асфальт перед собой, напрягая зрение до предела… и молился.
Но и этого было недостаточно, автобус часто легко уходил от меня, развивая скорость в 100 км/ч, но я запомнил его госномер и вновь отыскивал на светофорах или когда он тормозил, чтобы очередной раз уточнить дорогу.
Наконец, я стал узнавать места и отпустил минивэн, выдохнув и расслабившись. Спасибо, Господи, что довез.
Через те же ворота, что и пару дней назад, я заезжаю на паркинг и оставляю байк рядом с парой других мотоциклов. Крадучись, как тень я пробираюсь к той точке, где мы перелазили забор с Эстер. Но почему-то сегодня этот участок отлично освещен. Что ж, пройдя немного вдоль забора быстро нахожу другой и перебираюсь через забор.
Вот я и на территории комплекса. Пригнувшись, я перебегаю пару десятков метров и, заметив небольшой ров, прыгаю в него. Переведя дыхание, оглядываюсь по сторонам. Уже знакомое мельтешение мотоциклистов где-то вдалеке. Примечаю, где находятся дороги, чтобы держаться от них подальше, определяю, где находится холм и как дальше буду двигаться. Решаю перемещаться как можно быстрее и напрямик. Часть пути преодолеваю по дну канавы, затем выбравшись из нее в полу приседе перебегаю поле, дорогу и прячусь среди редких кустов у второго забора. Как назло, единственные штаны, которые есть у меня, светло-бежевой окраски, что очень заметно в поле. Да и красный рюкзак - явно не лучший выбор для шпиона.
У второго забора я решаю не проверять, открыт ли вход, т.к. есть риск нарваться на охрану. И лезу через ограждение прямо здесь. Это забор оказался сложнее первого, он состоит из металлических труб, у которых под углом скошена верхушка, что затрудняет возможность опереться на нее. Между трубами пространство еще меньше, чем у первого забора и ногу между ними уже не вставить, кроме этого на среднем уровне отсутствуют какие-либо элементы, на которые можно поставить ногу. Опираюсь ладонями на заостренные верхушки труб, они впиваются в руки, причиняя сильную боль. При этом полной стопой упираюсь в саму трубу и пытаюсь перешагивать, словно идя по стене. Ближе к верху рывком подтягиваю тело к забору и выношу локти вверх, отдавая всю тяжесть тела на них. Разгибаю руки в локтях, делая выход, и с размаху закидываю ногу на верхнюю горизонтальную балку, которая скрепляет трубы между собой. Эх, где мои 17 лет… Подтягиваю вторую ногу и перебирая руками ближе к ногам, усаживаюсь на верхушке забора, как человек паук. Выбрав место на земле, спрыгиваю. Охохо, вот это адреналин.
По склону холма карабкаюсь наверх, держась за травы и корни. Добравшись до вершины, чуть не натыкаюсь на группу туристов, подошедших через главный вход. Подождав, пока они начнут подниматься и пропадут из прямой видимости, выскакиваю со склона и по открытой площадке перебегаю до подъема с другой стороны света. Храм имеет несколько уровней и расслабляться рано, на каждом из них можно наткнуться на гида или охрану. Но самая большая вероятность встречи, разумеется, на вершине. Грязный забор, покрытый влажной плесенью, перепачкал мои штаны зелеными разводами. Я сейчас явно не выгляжу как респектабельный турист и привлекаю внимание, поэтому пока надо держаться от людей подальше.
От этой погони я немного запарился, поэтому, поднявшись на пару уровней, переоделся, сняв часть одежды, и достал из рюкзака камеру. Что ж, я готов встретить тебя рассвет.
Храм окружен кольцом газонов, за которыми находится лес. Он плотно укутан туманом, который обволакивает каждое дерево и пространство между ними, наводя смешанное чувство из восхищения и мистического страха перед этим таинственным местом. Облака за горами заполыхали пламенем.
Барельефы популярного в Камбодже оттенка серого великолепно сохранились.
Рассвет не заставил себя ждать, пламя облаков поутихло и словно застенчивая девушка из-за гор медленно показалось солнце.
Я не удержался и рискнул подняться выше, заметив мелькнувшего в лестничном пролете парня с большим рюкзаком и простой неряшливой одежде. Очевидно, он тоже проник сюда без билета.
Наверху было множество элементов в виде колокольчиков с отверстиями. Некоторые из них облепили люди.
Люди были увлечены зрелищем и не замечали меня. Некоторые, используя энергетику этого места, молились, перебирая четки.
Но не все испытывали счастье и восторг прикосновения к этому моменту, кто-то и грустил.
Свет все более одолевал тьму и вдалеке показался Мерапи.
Из-за горы показался солнечный диск, заботливо согревая промерзших зрителей.
Солнечный свет, такой мягкий и нежный, преображал камень, словно оживляя его.
Туман упорно сопротивлялся и не исчезал.
Потрясающее зрелище от которого глаза на лоб вылезают и не только у меня. Без сомнения это стоит тех усилий, что я приложил, чтобы попасть сюда.
Солнце взошло и народ рассосался по закоулкам фотографироваться в самых чудных позах.
Внутри этих колокольчиков статуи Будды, один из них оставили разобранным, чтобы показать это.
При дневном свете можно рассмотреть все детальнее.
Особенно барельефы, они великолепны, словно штампы на камне
Находясь на вершине храма и оглядывая окрестности, я ощущаю себя немножко богом. Я представляю, чтобы я чувствовал, если бы был им. Это место, несмотря на затоптанность посетителями, сохранило энергетику. Меня охватывает волна эйфории и хочется простить все человечество за то зло, что мне принесло, и попросить прощения за тот негатив, что принес я. И при этом несколько грустно, что мы, живя в таком чудесном мире, не замечаем этого, отвлекаясь на ссоры друг с другом.
Спустившись вниз, восхищенно обхожу вокруг сооружения, не смотря на всю его внешнюю простоту понимаешь как много деталей в нем сокрыто.
Часть основания стены не стали восстанавливать, чтобы показать ее внутреннее устройство. Оказывается, там внутри, скрытый от глаз, тоже был слой барельефов.
На склоне растет дерево с плодами, напоминающими яблоко огромного размера.
Обед, стало припекать. Пора возвращаться в город. Парковка, где я оставил свой байк, оказалась платной, на выезде все показывали талончик об оплате. Меня же настолько расперла гордыня, что я пробрался сюда бесплатно, что я решаю для чистоты приключения еще и выбраться без оплаты парковки. Обойдя ее, я нашел небольшую щель в ограждении, куда можно выскочить, а там уж, даже если это заметят, я дам по газам и поминай как звали. Но пробираясь по парковке к этому месту, около одного из ворот я был остановлен сотрудницей: «Ты что тут делаешь? Куда едешь?». «Парковку меняю» - выпалил я первое, что пришло в голову. «Это парковка для машин, для байков вон там, напротив» - указала она мне на другую сторону улицы и я, поблагодарив, спокойно выехал через ворота наружу и направился к Джогдже.
Прикинув, что у меня достаточно времени, решаю посетить и храм Prambanan. Прикинув по карте маршрут, я вскоре уже объезжал территорию храма в поисках лаза, как этот делал в день встречи с Эстер.
Мне удалось обнаружить пару мест, где к забору был приставлен камень, явно не я первый такой умник. Но гораздо удобнее оказался другой путь. Заграждение обрывалось, уперевшись в русло реки, и можно было, держась за последний столб, облезть его, на мгновение балансируя над обрывом. Оставив байк в теньке у моста через эту реку, я спустился к ограждению и легко обошел его.
Это место находится далеко от храмов, но это и плюс – меньше любопытных глаз. Пройдя вдоль ущелья мимо древнего деревянного моста, закрытого для перехода, попадаю в основную зону храмов. Надеюсь тут-то нет вторых заборов и проверок билетов.
Снаружи храмы смотрятся впечатляюще, словно скалы в чистом поле или каменные корабли в открытом море. Если Borobudur относится к буддийской эпохе, то Prambanan построен индуистами.
Основная проблема для них землетрясения, разрушающие стены. Здесь они очень часты. Из разговора гида с одним из посетителей я узнал что вчера как раз было одно из них, а я даже и не заметил.
Захожу внутрь первого храма, довольно небольшого. Я ожидал увидеть там что угодно, но не кладовку.
Другие храмы выглядели посолиднее.
Один из них окружен забором и в него толпилась странная очередь. Оказывается, при входе в этот храм выдают каски, т.к. он сыпется от землетрясений. Очередь была огромная, но, как оказалось, для иностранцев отдельная короткая. Хотя б какие-то привилегии при такой разнице в стоимости билетов.
Для мониторинга влияния землетрясения на состояние храма на трещины в стенах установлены специальные датчики.
Вообще изнутри храм немного разочаровал. Несмотря на свои огромные размеры, он имеет пару крошечных комнат, где установлены статуи индуистских богов.
Но вот барельефы очаровательны, давно не встречал таких милых монстриков.
На обратной дороге встретил небольшое сооружение, напомнившее мини-копию Храма Василия Блаженного, но при ближайшем рассмотрении оказалось мечетью.
По возвращению я очередной раз уточняю у хозяина гостиницы, организуются ли сегодня туры на Мерапи. «Нет, по-прежнему нет, Рамадан» - заученной фразой отвечает он. «Да Рамадан вчера ж кончился!» - возмущаюсь я. «Так сейчас как раз пара дней каникулы после его окончания». Нет, это невыносимо, я не могу больше торчать в этом городе и ждать пока соизволят напраздноваться. Решено, сегодня еду на Мерапи один. После сегодняшней успешной авантюры с покорением двух храмов во мне бурлила гордыня и самоуверенность в своих силах, ставшая роковой.
В гости заглянула Эстер, мы прогулялись по Малиоборо, съездили на автовокзал и уточнили информацию по отправлению автобусов на восток Явы. Вулкан Бромо я уже посетить не успею, а вот на рудники еще успеваю. К сожалению, нет автобусов непосредственно туда, придется брать автобус до Бали и сходить раньше, при этом оплачивая полную стоимость. Ох уж эти траты, когда ж они закончатся. Между делом я похвалился Эстер сегодняшними достижениями, поделился с ней своими планами подняться на Мерапи, чтобы встретить рассвет с точки, которую она вчера показала. Подруга отказалась составить мне компанию, очевидно, она еще не отошла от прошлого приключения с Боробудуром, ну и славно, так даже проще.
Учитывая, что сегодня я проснулся около трех ночи и мне предстоял ночной 4-5 часовой подъем на вулкан, я проводил подругу пораньше и часок поспал. Пора выдвигаться. Пакую в рюкзак пару пачек печенья, 1.5 литровую бутылку воды – этого должно хватить на 10 часовой трек, к 10 утра планирую вернуться с вулкана, выписаться из гостиницы и отправиться на восток Явы. Может быть, даже на завтрак успею, блинчики с джемом после трека – самое то.
Выдвигаюсь в 10 вечера. По дороге на вулкан я заезжаю в кафешку и ужинаю. Понимая, что следующий нормальный прием пищи будет нескоро, я особенно смаковал тот уже приевшийся жареный рис с курицей. Кто бы мог подумать, что следующий прием пищи будет таааак нескоро… Прощай Джогджа, впереди Мерапи…