Итак, я еду в аэропорт Калькутты на самолет, который увезет меня в Таиланд. Улица, метро, автобус. Я буду скучать по тебе, Индия. Выйдя на остановке у аэропорта, я в последний раз пью индийский масала-чай, оставив на эти несколько минут всю суету и тревоги. В последний раз ем уличную еду, сидя на бревнышке. Ну как «в последний», я вернусь еще сюда конечно. Но когда?
Не люблю прощаться с людьми, чувствую себя неуютно в такие моменты. Прощаться со страной гораздо проще и приятнее. Ты у нее такой не единственный, она не знает, не замечает и вообще ей безразлично, что ты уезжаешь. Поэтому можно стать призраком, ты еще тут, но уже тебя нет. И не чувствуешь вины и скорби в расставании.
За этот месяц я стал больше понимать Индию, ее людей. Да они живут в грязи, но при этом обожают яркие краски в себе и в окружающих людях. Они не свиньи, у них просто другая точка зрения, другие приоритеты. Для них важнее красота, красочность в человеке, чем в окружающей его среде. Поэтому они красят волосы в рыжий, обожают яркие краски в одежде и аксессуарах, и придумали себе праздник Холи. Но при этом совершенно не замечают и не тревожатся, что живут на помойке, потому что находятся в другом измерении. В проблеме мусора есть и еще одна сторона, люди не чувствуют своей персональной ответственности за происходящее, перекладывая ее на власти. Это роднит их с нашим наследием советского прошлого.
Контрастность индийской натуры выражается не только в «любви» к грязи и пестроте, но и в еде. Общеизвестно, что индусы – фанаты острой пищи, они добавляют специи даже в чай и фрукты, используют их и как лекарства. Но при этом они еще и жуткие сладкоежки. Индийские сладости, как правило, сделаны из молока и просто ломятся от сахара. Не встречал и случаев, чтобы кто-то пил чай или кофе без горсти сахара. Забегая вперед, тайцы пошли еще дальше: многократно наблюдал, как свои блюда они посыпают одновременно и специями и сахаром.
Есть общие черты у индусов и с европейцами. Каждое утро и вечер миллионы индусов садятся на лавочках, бревнышках, тротуарах, прямо на улице и в забегаловках и пьют масала-чай. В такие моменты приходит ассоциация с традиционными стереотипами о европейской жизни, в которой утро начинается с крошечной чашечки кофе в одной из кофеен, растягиваемой на долгие минуты. Индусы его пьют из таких же маленьких чашечек, хотя и зачастую одноразовых пластиковых, и также растягивают эти крошечные несколько глотков на долгие минуты. Они словно медитируют, держа чай в руке, замирают и погружаются в свои мысли.
Да, они противоречивы. Как и во многих людях в них уживаются совершенно
Да, у них поразительно строгие нравы, особенно в части межполового общения. Но в Индии я часто вспоминал нашу поговорку «в России строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения». Там она трансформировалась в «строгость обычаев компенсируется не публичностью их нарушения». Да у них очень строгие нравы и многие многое нарушают, все всё знают и понимают, но пока ты сам об этом вслух не скажешь или не покажешь, то ты чист. Более того, строгость нравов в одном, компенсируется лояльностью в другом. Нигде я еще не чувствовал себя таким свободным как там, каждый раз искренне удивляясь: «А что, так тоже можно? Так тоже бывает?».
Да, в Индии безумный азиатский стиль вождения по принципу «кто первый посигналил, то и едет», но никогда в России я не переходил улицы с такой спокойной душой и беззаботностью как там. Потому что каждый водитель бдит, смотрит по сторонам и держит руку-ногу на тормозе. Они умудряются разъезжаться с миллиметровыми зазорами между друг другом. И ни разу я за месяц я не видел ни единого ДТП.
Да, в Индии полно заразы, антисанитария и большой риск отравления. Думаю, именно поэтому они добавляют везде острейшие специи, выжигая микроб. Но отравиться можно и в родной кафешке из соседнего дома, или от яда, подсыпанного недоброжелателем в блюдо любимого шеф-повара. Поэтому лучшего средства, чем вера в лучшее и людей, еще не придумали. Мне часто приходилось пренебрегать множеством правил и проблем не было. Может я просто везучий, но все же думаю, что дело в позитивном мышлении.
Так что не стоит брезгливо воротить нос от Индии, у нас так много общего. Она принимает тех, кто готов принять ее, войти в ее измерение реальности. И мне кажется, что мы с ней начали находить общий язык.