воскресенье, 27 октября 2013 г.

27-10-13 Колорит Камбоджи на шоссе 56 от Sisophon до Banteay Chhmar

Рано утром я с радостью выбираюсь из своего клоповника и направляюсь к единственной достопримечательности городка Sisophon – старому железнодорожному вокзалу, построенному во французском колониальном стиле. Несмотря на простоту самого здания, напоминающего скорее большую автобусную остановку, чем ж/д станцию, в целом зрелище оказалось впечатляющее. Поезда здесь не ходят с 2006 г. и картина напоминает фильмы про пост-апокалипсис. Рельсы уже практически закопаны под землей, а сверху покрыты огромными кучами дымящегося мусора. Еле выделяется платформа. В самом здании вокзала какой-то предприимчивый местный оборудовал себе гараж.
1_Cambodia_Sisophon_DSC_02921_Cambodia_Sisophon_DSC_02841_Cambodia_Sisophon_DSC_0304
В этой куче мусора веселится и резвится счастливая камбоджийская детвора.
1_Cambodia_Sisophon_DSC_02801_Cambodia_Sisophon_DSC_0293
Рядом с вокзалом я нашел одно из редких в Камбодже мест, где можно действительно поесть за пол доллара, обещанные в путеводителе. Подкрепившись, в 8 утра отправляюсь в путь на поиск Banteay Chhmar, древний и удаленный храмовый комплекс Камбоджи. Путеводитель говорит, что не доезжая 15 км до него есть еще один, Banteay Torp.
Свернув с пересечения национальных автострад, выбираюсь на шоссе 56. Чуда не случилось: если в Камбодже национальные трассы так убиты, то что будет с шоссе? Да тоже самое, но вообще без асфальта. Широкая красная полоса грунтовки, размытая дождями и разбитая грузовиками – такова камбоджийская дорога в провинции. На ямах-кочках колеса прыгают как заведенные. На одном из таких буераков я потерял управление и грохнулся пахать носом камбоджийскую землю. Никто из местных не обратил на это ни малейшего внимания, дело-то житейское. Из-а плохой дороги скорость была низкая, благодаря этому отделался легким ушибом и еще раз подивился выносливости байка, которым с прежним трудом, но вновь завелся.
2_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03122_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03132_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_0322
Вдоль дороги часто попадаются озера и лужи, оставшиеся от разлива озера. В них местные мужички шарят сетями по дну и намывают ракушки, подобно золотоискателям.
2_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03182_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03452_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03312_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_0333 
Иногда разлив не ограничивается пространством вдоль дороги и заполняет всю ее. Получается небольшая, но река поперек дороги. Пересечь ее не просто. Даже машины погружаются в нее по самый двигатель. Где-то приходится преодолевать реку вброд, где-то по такому крошечному мостику. Мои навыки вождения байка не позволяют удержаться на такой тонкой дощечке и я прошу помощи у мужичка рядом. Он перегоняет мой байк на другой берег и я, поблагодарив, продолжаю путь. Лишь позже до меня дошел смысл его недоуменного выражения лица. Эти мужички соорудили мостик и собирали деньги за его переход, я же не только не заплатил за переезд, но и имел наглость попросить их перетащить байк за меня.2_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_03242_Cambodia_Road_to_Banteay_Chhmar_DSC_0329

суббота, 26 октября 2013 г.

26-10-13 Battambang. Первое испытание дорогой на Sisophon

Вернувшись в город Battambang, захожу в один из храмов по дороге, где как раз идет служба. Один за другим в него заезжают машины с монахами внутри. Видно слет какой-то или конференция. Чтобы немного передохнуть, усаживаюсь в стороне в позе лотоса. Вскоре ко мне подползает один из старичков и, указывая на соседей, вежливо объясняет, что в храме нельзя сидеть со скрещенными ногами. Век живи, век учись.
Resize of DSC_0185Resize of DSC_0186Resize of DSC_0187Resize of DSC_0190

Вечереет. На часах 16:30 и вновь под колесами мелькают кочки и ямы камбоджийских дорог, бесконечные однообразные рисовые поля, простенькие домики и вездесущие таблички местных политических партий. Я вдыхаю красную пыль, проникающую сквозь маску на лице, и периодически откашливаюсь. Я тороплюсь успеть в Сисопхон. Но кое-что все же заставило меня остановиться. Это была показавшаяся около дороги огромная статуя Будды под навесом, к которой ведет шикарная лестница со змеями вместо перил. Свободные путешествия на байке дают уникальную возможность остановиться, где хочешь и когда хочешь, грех этим не воспользоваться.
Resize of DSC_0191Resize of DSC_0193Resize of DSC_0194

Непосредственно статуя ненадолго задержала мое внимание. Но позади Будды оказалось обычное подворье, полное собак и коров, небольшой вход в пещеру и потрясающий вид на окрестности. Я подошел на самый край обрыва и взгляду открылись уходящие до горизонта ровные прямоугольники рисовых полей, залитых озером Тонле Сап. Отличный пейзаж, даже пёс проникся и погрузился в какие-то свои собачьи мысли, сидя на скале. А вот местные мальчишки скорее с интересом разглядывали меня, взрослые же не подавали виду.
Resize of DSC_0212Resize of DSC_0206

26-10-13 Battambang. Бамбуковый поезд и сафари на коров

Cambodia Battambang bamboo train 131026_0107Эпоха колоний прошла. Эпоха, когда европейские страны захватывали земли по всему миру, а те сопротивлялись и боролись за свободу. Когда в детстве читаешь об этом в учебниках истории, то легко разделить на черное и белое. Путешествия открыли иною точку зрения. Взглянув на колониальные страны изнутри, я понял, что не все так однозначно. «Захватчики» не только эксплуатировали население и ресурсы, но и строили инфраструктуру, которую местным, не то что построить, но даже и содержать не под силу. Одним из таких примеров является железная дорога, построенная французскими колонизаторами. За время независимости Камбоджи от нее остался лишь небольшой участок, а поездов так вообще не осталось, лишь «бамбуковые» пародии. Но и до них добраться непросто.
Поглазев на исторические здания Battambang, пора переходить к вкусному. Оседлав скутер, отправляюсь на поиски железной дороги. Это оказалось не так просто, ведь объяснить камбоджийцам на языке жестов «бамбуковый поезд» (bamboo train) и «железная дорога» задача не из легких. Надо было заранее уточнить, как это называется по-кхмерски. Но мне это таки удалось и, зазубрив название, я таки нашел тот извилистый путь среди деревень. Это была обычная разбитая вдрызг дорога среди камбоджийских болот.
Cambodia Battambang bamboo train 131026_0173Cambodia Battambang bamboo train 131026_0183
Через мосты, построенные, кажется, еще в прошлом веке. Езда по красной земле – довольно непривычное ощущение. Красная дорога была столь же красива для глаз, сколь и ужасна для моих внутренностей, прыгающих и пляшущих на каждой кочке.
Cambodia Battambang bamboo train 131026_0168Cambodia Battambang bamboo train 131026_0176

26-10-13 Battambang. Прогулка по французской колониальной провинции в Камбодже

Battambang – один из крупнейших городов Камбоджи, находится в 300км от столицы Phnom Penh и сохранил провинциальный шарм французской колониальной архитектуры и буддистские храмы времен аннексии Таиландом этих земель. Французы же здесь построили и единственную в стране железную дорогу, от которой сейчас остались лишь жалкие крохи, и используется она лишь под бамбуковые поезда. Но кататься на одном из них я отправлюсь после обеда, а пока прогуляюсь по городу. Благо Battambang очень удобен для этого: не проблема найти бесплатный путеводитель с уже подготовленными маршрутами прогулок по городу.
На первый взгляд, Battambang – это обычный камбоджийский провинциальный городок. Пыль, серость и отсутствие дорог, да традиционная камбоджийская свадьба, перекрывающая половину улицы.
Cambodia Battambang tour 131026_0411Cambodia Battambang tour 131026_0413
Но глядя на памятники понимаешь, что за века здесь ничего не изменилось.
Cambodia Battambang tour 131026_0410

пятница, 25 октября 2013 г.

25-10-13 Камбоджийский тур по бездорожью. День 2. Kampong Chhnang. Венеция по-вьетнамски

Хватит терять время, блуждая по рисовым полям Камбоджи и перемывая ил в поисках сланцев. Пора приступать к главному пункту программы посещения города Kampong Chhnang, камбоджийской Венеции по-вьетнамски. Я возвращаюсь в город и наконец-то нахожу плавучую деревню. Меня быстро окружают тетки, предлагая свои услуги. Извозчика, а не то, что вы подумали. Они ломят цену, но, благодаря Кике, я-то знаю правильную цифру: $3 в час и потому я быстро сторговываюсь с одной из них.
Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0164Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0196
Я паркую байк на пристани и прыгаю в лодку, указанную женщиной. Я думал, что мы поедем на моторке, но она, встав на корме, берется за весло, прикрепленное к шесту. Затем на манер венецианских гандольеров начинает выделывать им причудливые па, отчего мы чудесным образом движемся по воде. Мне поначалу стало неловко, от того что я, мужчина, сложив руки беззаботно сижу в лодке, в то время как женщина гребет. Но поразмыслив, решаю, что мне все равно с таким веслом не управиться, и успокоился, сосредоточив внимание на окрестностях. Мы тем временем неспешно проплываем по внешней части деревни, состоящей из десятков домов.
Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0168Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0237
Ощущение, что находишься в зоне наводнения. И не все дома всплыли.
Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0171Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0174Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0316
Сами дома находятся на плаву за счет связок бамбуковых стволов, поддерживающих платформу.
Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0279Cambodia Kampong Chhnang floating village 131025_0278

25-10-13 Камбоджийский тур по бездорожью. День 2. Kampong Chhnang. Первый взгляд на провинцию

Главной достопримечательностью камбоджийского Kampong Chhnang являются плавучие вьетнамские деревни – множество домов, плавающих на поверхности озера и поднимающихся вместе с уровнем воды. Такие есть во многих местах Камбоджи, а наибольшие заросли – в дельте Меконга самого Вьетнама. Но там они, являясь одной из национальных достопримечательностей, избалованы вниманием туристов, поэтому Kampong Chhnang является оптимальным местом знакомства с подобным образом жизни.
Но прежде чем отправиться туда, я решаю посетить несколько окрестных достопримечательностей: холм Phnom Santuk и Ondong Rossey, а также окрестные деревушки.
И вкусности из быта местных не заставили себя долго ждать. Я становлюсь свидетелем церемонии буддистского освящения дома, очень напоминающую христианскую. Монах омывает из ковшика всю семью, а затем обходит дом, читая молитву и разбрызгивая воду. Все-таки насколько похожи религии, как ни пытаются разделить их мелочами. Хотя может это и не освящение было, а погребальная церемония, у буддистов не разберешь.Resize of DSC_0077Resize of DSC_0121
Чуть в стороне от трассы действительно начинаются великолепные заливные поля, настолько сочные и насыщенные цветом, насколько нищая Камбоджа.
Resize of DSC_0053Resize of DSC_0055Resize of DSC_0064
Красной линией через эти зеленые рисовые моря проходят камбоджийские дороги. Да, даже дороги здесь колоритные и украшают жизнь местных. Такие красные дороги по всей стране – одна из ярких черт Камбоджи.
Resize of DSC_0058Resize of DSC_0063
На одной из таких дорог, залюбовавшись полями, я принял слишком близко к краю, усыпанному мелкими камешками, потерял управление и рисовое море поглотило меня вместе с байком. А там действительно море, ведь рисовое поле – это огромная лужа с илистым дном, засеянная рисовой травой. Нога погрязла в этом сантиметров на 20-25. Застрял… Попал… Немного отойдя от шока, пытаюсь вытащить байк обратно на дорогу. Колеса буксуют, ноги вязнут, лоб потеет. Байк мне таки удается вытащить, но сланцы остаются в плену вязкого ила. Переведя дух, решаю их вызволять. Они, конечно, стоят всего $1, но были куплены еще в Непале год назад, столько всего прошли со мной (точнее подо мной) и обидно их так глупо потерять и ехать на байке босиком. Поэтому, засучив рукава, я вслепую ощупываю илистое дно в поисках шлепанцев. Смяв весь рис в радиусе нескольких метров, я тысячу раз вспомнил поговорку про иголку и стог сена и стыдливо отворачивался от взглядов проходивших мимо местных, чувствуя вину за испорченные посевы. В полной мере почувствовав себя кем-то средним между камбоджийским крестьянином и американским старателем на золотых приисках, потеряв счет времени, я таки нашел свое сокровище, золотые долларовые шлепанцы. Можно продолжать путь в Ondong Rossey.
Resize of DSC_0124Resize of DSC_0126

четверг, 24 октября 2013 г.

24-10-13 Камбоджийский тур по бездорожью. День 1. Kampong Chhnang.

Следуя рекомендациям Кике, я набросал маршрут байк-трипа по Камбодже. Обратно мне надо вернуться через неделю, чтобы 1 ноября уже быть в Хошимине, где встретить подругу и отправиться на вьетнамский остров-курорт Фукуок. В итоге тщательная подготовка маршрута со всеми возможными вариантами у меня заняла несколько дней и всего неделя на само путешествие. Глупо. Сколько не готовься, все равно всего не предусмотришь.
В итоге план получился следующим:
1. Kampong Chhnang: Вьетнамские плавающие дома
2. Battambang: бамбуковый поезд
3. Bantey Chhmar: храмовый комплекс времен Angkor Wat, Кике про него ничего не говорил, но по отзывам интересное место
4. Anlong Veng: переночевать и осмотреть город
5. Preah Vihear: храмовый комплекс на вершине горы на границе с Таиландом
Koh Keh: еще один храмовый комплекс среди джунглей.
6. Siem Reap: переночевать. Angkor Wat оставлю на другой раз.
7. Длинный переезд в Phnom Penh.
Таким образом, за неделю я объеду вокруг Камбоджи и может даже останется денек на окрестности столицы.
Каталог блогов Blogolist Каталог блогов